В преддверии премьеры «Грозы» в Театре Вахтангова, мы выбрали для вас спектакли, опровергающие мнение о том, что классика мертва и архаична. Самые «отвязные» театральные версии хрестоматийных текстов — перед вами.

«Гроза»

Театр им. Вахтангова
Билеты: 500-2500 р.
Расписание

Худрук Вахтанговского театра Римас Туминас продолжает «дарить» Новую сцену театра молодым режиссером. «Грозу» Островского ставит Уланбек Баялиев, ученик Сергея Женовача, известного адепта традиционного театра, предельно осторожного в интерпретациях классики. Баялиев заветы учителя временно забыл, решив представить «Грозу» Островского вывернутой наизнанку и обращенной в сегодняшние реалии. Бытовой драмы мы не увидим, скорее спектакль-приговор нашему с вами праву на выбор.

Преступная любовь Катерины — способ вырываться на свободу, противостоять безграмотным законам, установленным обществом. Дерзкую девушку сыграет Евгения Крегжде (она же исполняет роль Татьяны в «Евгении Онегине» Туминаса), безвольного Бориса — Леонид Бичевин, зловещую Кабаниху — Ольга Тумайкина. По слухам, в спектакле любопытная сценография: вместо дома-тюрьмы — обломки лодки и порванный парус.

«Сага. Мушкетеры. Часть первая»

МХТ им. Чехова
Билеты: 350-3000 р.
Расписание

«Мушкетеры» имеют мало отношения к роману Дюма, текст полностью переписан, в буквальном смысле сочинена новая вселенная. Узнаваемы только отдельные имена и сюжетные ходы. Место действия — гигантский офис-приемная Кардинала. На сцене — звездная труппа МХТ, включая Ирину Мирошниченко (Королева), Марину Зудину (Миледи), Игоря Верника (Арамис) и прочих. Получился веселый фарс в пелевинском духе, искрометный троллинг сегодняшней России и всего, что связано с «духовными скрепами». Если вы еще не видели «нового» Дюма, поспешите. В апреле Богомолов должен устроить еще одну сенсацию.

«Князь»

Ленком
Билеты: от 1500 р.
Расписание

В «Ленкоме» с замиранием сердца ждут премьеры Богомолова по роману Достоевского «Идиот». Подробности скандального (кто-то сомневается?) спектакля держатся в строжайшей тайне. Известно только, что название спектакля — «Князь», а среди актеров, утвержденных на роли, Александр Сирин, Виктор Вержбицкий, Александр Збруев и Мария Миронова. К слову, ленкомовский худрук Марк Захаров заочно назвал новый спектакль «историческим событием».

«Чайка»

Сатирикон
Билеты: 500-3000 р.
Расписание

Это самый радикальный спектакль Юрия Бутусова. Он длится почти пять часов и адресован в первую очередь адептам театрального авангарда. Чеховский текст нещадно искромсан, а кое-где еще и дописан. Одни и те же сцены могут повторятся по многу раз, а некоторые артисты — меняться ролями.  финале Бутусов выскакивает на сцену и начинает безумствовать самостоятельно — пляшет какой-то одному ему ведомый танец и сипит в микрофон треплевские монологи. Критики пишут, что это его способ признаться в любви Театру. Кстати, у этой «Чайки» «Маска» за режиссуру.

«Кому на Руси жить хорошо»

Гоголь-центр
Билеты: 500-6000 р.
Расписание

В послужном списке Кирилла Серебернникова множество спектаклей по классике, в которых от классики осталось немного — собственно, сюжет и имена героев. Взять хотя бы одну из последних премьер — сверхрадикальную версию некрасовской поэмы. События происходят в сегодняшней России, и тема русского рабства звучит еще жестче, чем у автора. Сценография говорящая. Через всю сцену протянута газовая (а может быть, нефтяная) труба. На самый ее край накинут ковер, кое-где виднеется колючая проволока. В финале все герои выстраиваются в ряд и героически позируют перед залом, демонстрируя с десяток дурацких футболок с надписями про «вежливых людей» и «Россию для русских». Псевдопатриотический балаган отлично рифмуется с выводом классика: на Руси жить хорошо некому.

«Синяя птица»

Электротеатр
Билеты: от 1000 р.
Расписание

В грандиозном 11-часовом спектакле («Птица» летает три вечера подряд) кудесника Бориса Юхананова занято 80 человек, главные роли исполняют Владимир Коренев (человек-амфибия из одноименного фильма) и его супруга Алефтина Константинова. Воспоминания о военном детстве, бедной, но счастливой юности, всесоюзной славе, тревожном перестроечном времени и прочем чередуются с эпизодами символистской истории Метерлинка и внезапными сценами из культовых когда-то спектаклей с участием корифеев. Сценография выше всех похвал: на сцене — аттракционы голливудского размаха. «Боинг» в натуральную величину, двигающиеся проекции, «полыхающий» задник, снежные метели и цирк шапито. Cреди второстепенных героев: армия китаянок, невесты из Иваново, бравые физкультурницы, демон и даже Наполеон.

«Вишневый сад»

Театр им. Пушкина
Билеты: 300-3500 р.
Расписание

Режиссер Владимир Мирзоев прочитал «Сад» как пьесу-катастрофу, разглядев в ней намек на сегодняшнюю политическую нестабильность, а потому настроение спектакля мрачное. Узнаваем фирменный мирзоевский почерк: в постановке много эксцентрики, гротеска, нарочитых парадоксов и нелогичностей. Когда приезжает Раневская (роль досталась Виктории Исаковой, ставшей звездой после сериала «Оттепель»)  со своей свитой, с колосников почему-то падают капельницы с кровью. Известий с аукциона чеховские персонажи ждут на пляже, а ближе к финалу лихо отплясывают под хит Bumblebeee группы Kasabian. Впрочем, все остальное строго по тексту.

«Женитьба»

Театр наций
Билеты: 200-6000 р.
Расписание

Комедию Гоголя о несостоявшейся женитьбе Филипп Григорьян превратил в актуальное мрачное высказывание о том, что убежать от ТВ-паранойи можно только в смерть. Действие, разумеется, перенесено в современность, Подколесина играет Максим Виторган, невесту — Анна Уколова, а сваху — Ксения Собчак. Ее участие, кстати, спектакль не портит. Символ «нашей гламурной Раши» по факту изображать ничего и не должна. На сцене декорации безымянного ток-шоу: бархатные стены, диваны, обтянутые кожей питона, зеркала и видеоэкраны во всю стену. Как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть.

«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»

Школа драматического искусства
Билеты: от 1000 р.
Расписание

Не пугайтесь названия, спектакль Дмитрия Крымова сделан по «Трем сестрам». Мастер сценичсеких ребусов и визуальных метафор, режиссер превратил чеховских героиь в уродливых клоунесс. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Вершинин здесь без руки. Соленый — с тремя. Андрей в женском платье и с беременным животом. Собственную ущербность герои явно не осознают: весело поедают на сцене арбуз, гипнотизируют чайные чашечки и сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». Посыл жутковатого, похожего на черный триллер, действа ясен: чеховские герои — собирательный образ вырождающейся нации.