В прокат выходит «Пина: Танец страсти» Вима Вендерса – снятый в 3D фильм, посвященный немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш, создательнице знаменитого вуппертальского Театра танца и одной из самых необычных женщин в истории мирового искусства.
В фильме о Пине Бауш почти нет самой Пины Бауш. Для документальной картины, главная цель которой – нарисовать портрет героя, это обстоятельство совершенно необыкновенное. Нет, там, конечно, есть пара кадров с репетиций, есть и фрагмент одного из самых известных ее спектаклей – «Кафе “Мюллер”», где она выступает и как хореограф, и как танцовщица. Но на этом все. Никаких биографических справок, никакой хроники, никаких отрывков из интервью – словом, не использован ни один инструмент из арсенала традиционной документалистики.
Параллельные миры
Вим Вендерс и Пина Бауш познакомились в середине 80-х. После первого же увиденного балета режиссер смело прошел за кулисы и объявил хореографу, что потрясен и хочет снять о ней кино. Бауш никакой заинтересованности не проявила. Она вообще была не склонна к долгим разговорам, не любила давать интервью, к тому же Вендерс был далеко не первым, кому пришла в голову эта блестящая идея. От съемок она, впрочем, не отказывалась, но до этого о ней в основном снимали телевизионные фильмы, а Вендерс хотел сделать картину художественную. Вопрос технической реализации поставил его в тупик: как преодолеть двухмерность кинопространства, которой далеко до объема настоящей сцены?
Когда спустя четверть века в кинематографе начался бум 3D, большинство режиссеров, по примеру Джеймса Кэмерона, в первую очередь думали о фантастике, о возможности создавать с помощью технологии новые миры. Вим Вендерс подумал о том, что он наконец-то сможет показать зрителю мир Пины Бауш.
Над фильмом они работали вместе. Картина задумывалась как роуд-муви: Вендерс собирался отправиться на гастроли вместе с труппой вуппертальского Театра танца и снимать их спектакли и репетиции в разных городах мира. Но незадолго до начала съемок, в июне 2009-го, Пины Бауш не стало. В работе над фильмом без главной героини режиссер не видел никакого смысла. Изменить свое решение его заставили артисты театра, заявившие, что теперь он просто обязан снять это кино – в память о Пине. Так танцевальная ода превратилась в некролог.
Поэма без героя
«Она сидела вот за этим столом в репетиционном зале и наблюдала меня каждый день в течение двадцати лет. Двадцати! Даже мои родители меня столько не видели». В кадре артисты вуппертальского театра сидят и молчат, их монологи звучат как закадровый текст, отдельно от них самих. В этих репликах нет никакой конкретной информации: это обрывки воспоминаний, рассеянные эмоции, недосказанные фразы. Их мысли и чувства по отношению к своему хореографу обретают полноту только во время танца.
Бауш часто импровизировала со своими танцовщиками, например, задавала вопрос и просила «станцевать» ответ на него. В фильме ее артисты танцуют в ответ на заданный Вендерсом вопрос о Пине. Кроме того, в картину вошли фрагменты из ее самых известных балетов, отобранные самой Бауш («Кафе “Мюллер”», «Весна священная», «Полнолуние» и «Контактхоф»).
Действие происходит не только на сцене. Помимо Пины и ее подопечных, в фильме есть еще один герой – городок Вупперталь, прославившийся задолго до появления в нем танцевального театра подвесной железной дорогой, которую в разное время снимали многие известные немецкие режиссеры, включая Вендерса. Говорят, Бауш не любила город, в котором прожила почти 36 лет, и часто обрывала журналистов, восхищавшихся ее творческой энергией, фразой «Вы видели Вупперталь? Что там остается, кроме работы?».
Вендерс превратил маленький город в огромную танцевальную площадку. Артисты театра танцуют в парках, на крышах, в промзонах и на главной улице под тем самым монорельсом. Все женщины – в роскошных ярких платьях в пол и с длинными распущенными волосами, мужчины – либо в классических костюмах, либо в широких черных брюках и с голым торсом. Тема танцев – столкновение мужского и женского, их вечное желание соединиться и вечная невозможность такого слияния.
Из всего этого действительно вырастает портрет космических масштабов, он вырисовывается постепенно, складывается, как пазл. Пины Бауш нет в кадре, но она незримо стоит за спиной любого из своих подопечных, и все они чем-то похожи на нее. После ухода Пины балетные критики жалели, что вместе с ней, вероятнее всего, ушло и ее хореографическое наследие: эту партитуру движений сложно реконструировать, да и такие спектакли не могут существовать без своего режиссера. Благодаря фильму Вендерса попасть на представление легендарного вуппертальского театра теперь может каждый.