Американское кино обрабатывает историю США со скоростью, которой все прочие страны могут только позавидовать. Финансовый кризис, по всеобщему признанию, еще не завершился, а фильмы про него уже выходят. «Предел риска» дебютанта Джея Си Чэндора рассказывает не о том, как все начиналось.
 
 
Уволенный по сокращению аналитик огромной финансовой корпорации () перед тем, как навсегда покинуть родной небоскреб, успевает передать молодому коллеге (Куинто) флешку со своими исследованиями. Тот в ту же ночь доводит работу до конца и выясняет, что его компании грозит скорый крах, а американской экономике – самый страшный и затяжной кризис со времен Великой депрессии. В течение суток эту новость он передаст по цепочке сначала среднему звену руководства (), потом старшему ( и ), и вскоре на крышу здания приземлится вертолет с самым главным боссом (), который, быстро оценив обстановку, решит избавиться от ненужных активов.
 
Премьера этой картины состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале, и тогда казалось, что это такая зарисовка из недавнего прошлого: мир, переживший кризис, облегченно вздыхает и пытается разобраться, что же это было и как выглядело изнутри. Сейчас, когда у мировой экономики очередной сердечный приступ и вероятность «второй волны» как никогда высока, «Предел риска» смотрится уже по-другому — теперь это скорее прямая трансляция из таких кабинетов, в которые у обычного человека нет доступа.
 
Самому зрителю вникать в какие-то графики, формулы и термины не придется. Как и в обеих частях «Уолл-стрит» , в картине Чэндора из непременных атрибутов капиталистической вселенной только костюмы, очки и небоскребы. Все остальное отыгрывается озабоченно наморщенными лбами, блеском глаз, кривыми ухмылками и, как это ни смешно, подтяжками. На герое Кевина Спейси они надеты для того, чтобы подчеркнуть его человечность, у прочих персонажей зависимость характера от костюма будет такой же: чем строже деловой прикид, тем безжалостнее окажется его хозяин (самым идеальным, конечно, станет Джереми Айронс с его британским денди-шиком).
 
Но в отличие от фильмов того же Стоуна – режиссера, известного своими левыми взглядами, «Предел риска» снят совсем с других позиций. Капитализм тут демонстрирует не оскал, а растерянную недоуменную улыбку. В картине нет ни одного отрицательного героя (даже большой босс виновен лишь в том, что он по натуре циник), и все происходящее абсолютно для всех становится полной неожиданностью: если действия каких-то злодеев и привели к кризису, то сидят они точно в каком-то другом небоскребе. Финансовый крах обрушивается на персонажей как апокалипсис, и все, что они могут сделать в этой ситуации, — это подготовить себя к удару и смириться с тем, что жизнь уже никогда не будет прежней.
 
Чэндор намеренно отказывается искать виноватых и намеренно переводит сюжет из области материального в область духовного. Ему неинтересны скандальные разоблачения — он прекрасно понимает, что про жадность как порок уже сказано достаточно, и он не хочет вводить в сюжет отъявленного мерзавца, на которого можно повесить всех собак. Вместо этого режиссер вместе со своими клерками медитирует на крыше и встречает рассвет нового дня – дня, в котором уже не будет миллионных заработков, уютных офисов и сытой уверенности в будущем.
 
Разумеется, в этом мало по-настоящему драматического, а подсади к этим персонажам, скажем, Михаила Прохорова (он бы, кстати, отлично вписался) – и им вовсе расхочется сочувствовать. Но это, пожалуй, первый случай, когда бизнес-механизмы и цифры, о которых сообщают по телевизору, вдруг оживают и обретают какие-то человеческие черты. В банках и финансовых корпорациях сидят люди, а не акулы – и об этом тоже нужно помнить.