В «Доме кино» можно посмотреть дебютную работу начинающего режиссера Марсала Фореса. В его фэнтезийной драме о запутавшемся подростке снялись молодые звезды испанского кинематографа и знаменитый английский актер Мартин Фриман в роли школьного учителя истории искусств.
У старшеклассника Пола есть секрет: он дружит с плюшевым медведем по имени Дерхуф. То есть не просто забавляется, как маленький ребенок со своей любимой игрушкой, а общается с ним по-настоящему, как со своим старым товарищем: они гуляют вместе, обсуждают проблемы, играют на музыкальных инструментах (Дерхуф — неплохой ударник). Такое поведение уже не глупая фантазия неповзрослевшего юноши, а самый настоящий клинический случай. И Пол, прекрасно осознавая ненормальность происходящего, однажды решается на «убийство» своего лучшего друга. Только пережить это, оказывается, не так уж и просто...
Сразу стоит оговорить, что «Энималс» не имеет ничего общего с комедией Сета Макфалейна «Третий лишний», у персонажа которого каким-то чудом ожил плюшевый медведь по имени Тедди. Деликатный, по-европейски изящный Дерхуф не похож на своего наглого голливудского родственника, да и жанры и цели у этих картин про мишек, в общем-то, совершенно разные.
Если пересказать все, что случилось в фильме Марсала Фореса, то невольно возникнет ощущение, что речь идет о классическом триллере или детективе с элементами психологической драмы: главный герой, страдающий каким-то психическим заболеванием, его брат-полицейский, пропавшая девушка, странный парень, общавшийся с ней, а теперь отнюдь не по-дружески привлекающий Пола. Добавьте к этому списку вооруженное нападение на школьников во время вечеринки по случаю Хэллоуина и вы получите почти все базовые составляющие успешного остросюжетного фильма для подростков. Но на деле же все выходит совершенно иначе и «Энималс» вдруг оборачивается медитативной артхаусной драмой, которая при буквальном, реалистичном толковании событий остается серией малопонятных инцидентов. Не случайно Марсал Форес говорил о своей любви к американской индикультуре и стиранию границ между реальностью и фантазией. В этом смысле его картина немного напоминает «Донни Дарко», о влияние которого, кстати, упоминал и сам режиссер.
Своим фильмом Марсал Форес рассказывает о сложном периоде взросления с совершенно непривычной точки зрения не столько из-за принципов магического реализма, сколько из-за мягкой спокойной атмосферы картины (прекрасная работа оператора Эдуарда Грау), хотя главная роль в ней отведена эмоционально неустойчивым тинейджерам. Отчасти такое впечатление связано с тем, что основным лейтмотивом «Энималс» становится тема смерти, а она, как известно, располагает к глубоким размышлениям. О смерти неоднократно говорят персонажи, то в связи с комиксами, то в связи со знаменитой гравюрой Гойи, она настигает животных, обитающих в лесу, и даже игрушечный медведь умирает в фильме трижды! А если вспомнить, что в далеком прошлом взросление человека связывали с обрядом инициации, которая включала в себя прохождение через смерть, то многие образы фильма невольно начинают отсылать к потусторонней реальности: мост, лес как рубеж между этим миром и тем, волшебный помощник (Дерхуф) и многое другое. Вряд ли испанский режиссер читал исследования Владимира Проппа по этому вопросу, но то, что подростки находятся в пограничном состоянии и нередко сознательно балансируют на грани жизни и смерти — ни для кого не секрет.
По сути, вся эта история о повзрослевших детях наглядно воплощает собой тоску по утраченной чистоте, олицетворяемой мягкой игрушкой. Поэтому Пол, с трудом потеряв ее, оказывается совершенно запутавшимся в отношениях со сверстниками: тут тебе и гомосексуальная связь и порезы на руке, а еще и подружка не дает покоя своими приставаниями...Снято все, правда, как-то затянуто, может быть, даже недостаточно ярко и немного сумбурно. Но, тем не менее, в фильме есть оригинальные идеи и находки, не говоря уже о том, что актеры, не смотря на свой юный возраст, сыграли весьма достойно. Сейчас Марсал Форес находится в самом начале своей режиссерской карьеры. Его первая полнометражная картина пока еще не совсем идеальна, но уже, безусловно, интересна. Похоже, его дальнейшие успехи не заставят себя ждать и в скором времени можно будет услышать о новом состоявшемся художнике кино.