Завен Аршакуни

Оценка редакции


С творчеством яркого и самобытного представителя «второго авангарда» знакомит Российская академия художеств. Выставка Завена Аршакуни организована в преддверии 80-летия петербургского художника, который с конца 1960-х выступал как бунтарь против искусства официоза, а ныне входит в число современных отечественных классиков. В Москве будет представлена ретроспектива работ мастера за несколько десятилетий.
Имя известного живописца, графика, сценографа Завена Аршакуни ассоциируется с важной страницей в истории отечественной культуры, а конкретно – ленинградской школы живописи. Художник принадлежит к плеяде мастеров, пришедших в искусство в конце 1950-х годов и активно боровшихся за утверждение новых путей в живописи. Это поколение не желало следовать жестким канонам соцреализма, стремилось к освобождению искусства от литературности и догмата официальных тем, дерзко отстаивало самоценность изобразительного языка.
И личная, и творческая биография Завена Петросовича Аршакуни (род. 1932) тесно связана с Петербургом-Ленинградом. В этом городе он родился, еще до Великой Отечественной войны стал учиться в художественной студии, пережил Ленинградскую блокаду и гибель родителей. Вывезенный в эвакуацию, провел несколько лет у родных в Ереване, но уже в 1946 году вернулся в Ленинград и поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, а затем в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1961 году Аршакуни окончил институт, однако его дипломную работу — картину «Весна» — госкомиссия не одобрила. С этого момента началось противостояние художника официальной живописи: тем же летом он выставил опальное полотно в Ереване, где прямо с выставки его приобрела Армянская государственная картинная галерея. Защита диплома Аршакуни состоялась год спустя.
С 1962 года, когда З. Аршакуни вступил в Ленинградское отделение СХ России, началась его активная выставочная деятельность. Вскоре наряду с Г.Егошиным, В.Тюленевым и другими «шестидесятниками» он стал участником либеральной «Группы одиннадцати», устремленной к поискам «вещества искусства». В 1972 году групповая выставка этих художников вызвала скандал, поразив Ленинград живописью, свободной от «идеологии» и разрешенных в официальном искусстве средств выразительности.
Именно в 1970-е годы к Завену Аршакуни пришло признание. Тогда же проявилась широта его художнической натуры, сказавшаяся в нежелании замыкаться в рамках узкой специализации. Помимо станковой живописи и графики, где он работает в разных жанрах - пейзаже, портрете, натюрморте - и множестве техник, художник стал известен и как монументалист, сценограф, книжный дизайнер. Аршакуни оформил 9 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, создал иллюстрации к шести поэтическим сборникам, выпущенным издательством «Детская литература». Исполнял эскизы монументальных росписей и витражей, проявил интерес и к декоративно-прикладному искусству: он занимается резьбой по дереву, росписью фарфора.
Мастер сумел создать яркий, неповторимый и запоминающийся мир живописных образов. Художественная вселенная З.Аршакуни строится на «многоцветии» жизненных впечатлений, эмоций и размышлений, переработанных воображением автора в многочисленные полотна. Живопись его – открытая, темпераментная, колористически насыщенная, полная драматизма неожиданных цветовых сочетаний - выделяется на фоне элегантно-сдержанного «петербургского» стиля.

Отзывы о «Завен Аршакуни»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие выставки / живопись