Великий рейд
Американцы в очередной раз пытаются доказать, что именно они истинные герои Второй мировой. Их упорство, в отличие от фильмов подобной тематики, восхищает.
Когда-то Коппола снял «Апокалипсис сегодня», показав, что на войне нет хороших и плохих, а есть только жестокие и сумасшедшие. Но в Голливуде знают: американский солдат может быть только хорошим. Исключения либо исправляются в конце фильма, либо умирают (не жалко). «Великий рейд» полностью соответствует этим канонам. Отряд американских рейнджеров под зловещим названием «Солдаты-призраки» пробирается вглубь территории, захваченной японцами, чтобы освободить братьев, томящихся в филиппинском лагере смерти Кабанатуан. Драматических моментов в этом двухчасовом действе три. Во-первых, истязание отряда «Призраков» в воспитательных целях своими же. Во-вторых, жуткие сцены насилия над пленными рейнджерами в лагере смерти. В третьих, душевные терзания симпатичной медсестры, ждущей возвращения любимого с фронта.
Сюжет венчает целая россыпь примечательных образов: это и молодой, но уже опытный капитан Принс (Франко); и суровый подполковник Муччи (Братт) с измученным лицом потревоженного суслика; и чахнущий от любви и малярии майор Гибсон (Файнс) с романтично сдвинутыми бровями; и сестра милосердия Красного Креста Маргарет (Нильсен), из-под полы достающая целебный хинин для своих пациентов. «Великий рейд» мог бы стать обычной батальной драмой о событиях военного прошлого, если бы не отказ от использования выразительных средств будущего. Тонкая, но вполне ощутимая стилизация под «папино кино» 40-50-х, причем, не столько в размытой, стремящейся к монохрому картинке, сколько в использовании архетипических персонажей тех времен. Если враг – то гротескно нелепый, бьющий всегда исподтишка, если герой – то благородный, мужественный и в меру циничный, если женщина – то умная не по годам и лоснящаяся техниколоровым блеском. Даже внешне герои «Великого рейда» напоминают лики Кларка Гейбла, Вероники Лейк и Джеймса Дина...
Масштабные операции по спасению американских солдат, никакой роли в исходе войны не играющие, уже стали традиционным материалом для батальных голливудских кинополотен. Тем не менее, Джон Дал сразу открещивается от излишнего гуманистического пафоса этой авантюры, озвучивая всю ее спорность закадровым голосом: все знали, что это было глупо, но чувствовали, что так надо. Сдержанный героизм только однажды вышел за рамки допустимого: в самом финале, когда под звуки фанфар шапки взмыли в воздух и патетика полилась через край. Отрадно также, что история любви тут идет далеко не первым планом, оставаясь необходимым фоном для беспощадной и всесокрушающей войны.
ФАКТ
История, описанная в «Великом рейде», широко известна в США. Литературной основой для сценария послужили сразу две книги «Великий рейд на Кабанатуан» известного военного историка Уильяма Броера и «Солдаты-призраки» Хэмптона Сайтса. Для пущей достоверности помимо книг использовались свидетельства различных людей – офицеров американской армии, филиппинских солдат, медсестер и самих военнопленных. А для того, чтоб актеры лучше прочувствовали жестокие реалии войны, их в полном составе отвезли в армейский лагерь в Австралии, где они прошли 10-дневную военную подготовку.