Потерянное кино: Россия 1990-е
О произведениях искусства часто говорят, что история их расставит по местам. Но история не всегда справедлива.
Так, например, в России 1990-х, несмотря на сложное экономическое положение в стране, снималось немало хороших фильмов. Некоторые из них делались «на коленке», без бюджета, на голом энтузиазме. Другие – создавались на шатающихся от ветра перемен старых советских студиях. Третьи – на студиях новых, неопытных, хрупких. И большинство таких картин постигла незавидная судьба: они попросту не получили достаточного признания и распространения, чтобы остаться в народной памяти.
У полнометражного кукольного фильма Марии Муат «Короли и капуста», созданного по одноименной книге О’Генри дистрибуции попросту не было. Фильм делался на голом энтузиазме, вышел потом крошечным тиражом на DVD и почти никем не был увиден. Мультфильмы компании «Кристмас-филмз», созданные в копродукции с англичанами, куда лучше известны в мире, чем в нашей стране. Они получили множество самых престижных наград, включая премии «Эмми», но так толком и не попали в поле внимания российского зрителя. «Сенсация» Бориса Горлова так и не вышла в формате домашнего видео, хотя одну из главных ролей в этом фильме исполнил гениальный Алексей Петренко, а музыку написал Андрей Сигле (работавший с Виктором Цоем, Сергеем Курехиным, Борисом Гребенщиковым, «Наутилусом-Помпилиусом», «Алисой», а позже был композитором на фильме «Телец» Александра Сокурова).
Рубрика «Потерянное кино» на фестивале «КОТ» посвящена как раз таким фильмам. И в процессе составления программы стало понятно, насколько точно было выбрано это название. Несколько фильмов, которые хотелось показать, так и не удалось поставить в программу, в каких-то случаях из-за правовой неопределенности, в других – из-за отсутствия копий. «КОТ» и впредь продолжит свои археологические изыскания, и мы призываем неравнодушных зрителей присылать нам информацию о хороших детских фильмах, которые, по Вашему мнению, были незаслуженно забыты.