Самые известные серийные убийцы ассоциируются у зрителей с фильмами ужасов. Напрасно, ведь «серийники», во-первых, не всегда злодеи, во-вторых, часто присутствуют и в других жанрах художественных фильмов.
Серийными убийцами были не только Джейсон Вурхиз из «Пятницы 13-е» или Бабба Сойер из «Техасской резни бензопилой», но и другие известные персонажи. Кстати, некоторые из них боролись за вполне себе правое дело. В этой подборке мы вспомним фильмы, которые разрушат ваше представление о том, кто такие «серийники».
«Девушка с татуировкой дракона», 2009
Режиссер: Нильс Арден Оплев
Фильм «Девушка с татуировкой дракона» был снят по роману Стига Ларссона. Надо сказать, что художественная лента ничуть не уступает книжной версии в плане драматургии. Главные действующие лица — два человека, попавшие под опалу общества. Первый — журналист Микаэль Блумквист, пострадавший из-за своего желания докопаться до правды. Вторая — Лисбет Саландер — хакерша, стремящаяся зачистить мир от насильников.
Вместе они расследуют странное дело об исчезновении девушки по имени Харриет, которая связана с таинственным родом Вагнеров. Много лет о ней не было никакой информации, и едва ли девушка осталась в живых. В ходе расследования Блумквисту и Саландер открывается леденящая кровь правда о семействе Вагнеров. За такие преступления надо расплачиваться, решают главные герои, и переходят к активным действиям.
«Прирожденные убийцы», 1994
Режиссер: Оливер Стоун
Фильм «Прирожденные убийцы» стал настоящей неожиданностью для поклонников творчества Оливера Стоуна. Лента о семейной паре, ударившейся во все тяжкие, от трехкратного обладателя «Оскара» — это ли не удивление. Стоун доказал, что может выйти за рамки привычного и создать нечто поистине безумное.
Надо сказать, что Микки и Мэллори Нокс, главных героев фильма, часто сравнивают с Бони и Клайдом. Их «приключениями» стали одержимы многие зрители США. К сожалению, у пары даже нашлись подражатели. Во многом шумиха была спровоцирован СМИ.
Фильм развивается нелинейно. Он соткан из разных фрагментов, которые демонстрируют кадры из жизни Микки и Мэллори Нокс. Несмотря на то, что ленту едва ли можно отнести к комедийному жанру, повествование начинается с ситкома. Правда, юмор в нем едва ли вызывает хотя бы желание улыбнуться. В начале зрителю демонстрируют кадры из жизни Мэллори, которая становится объектом сексуальной агрессии собственного отца. За всем происходящим как будто наблюдают зрители студии. Им почему-то смешно, Мэллори — не очень.
Надо отметить, что «Прирожденные убийцы» не был кассовым фильмом и собрал всего 50 млн долларов при затратах в 34 млн. Ленту часто критиковали за пропаганду насилия и безнаказанности.
«Монстр», 2003
Режиссер: Пэтти Джекинс
Когда составляются рейтинги актеров, которые согласились на радикальные трансформации ради роли, как правило, в них попадает Шарлиз Терон, главная героиня фильма «Монстр». Она специально набрала лишних килограммов и сделала протезирование, чтобы как можно больше походить на Эйлин Уорнос — первую серийную убийцу среди женщин.
Надо сразу отметить, что этот фильм не о том, как правосудие берет верх над преступностью. Во главе угла — история девушки легкого поведения. От усталости и агрессии, которые переполняют ее, она начинает убивать своих клиентов. Реальная Эйлин Уорнос страдала от психических расстройств, и у Шарлиз Терон прекрасно получилось вжиться в роль.
«Охотник на людей», 1986
Режиссер: Майкл Манн
Основанный на книге Томаса Харриса «Красный дракон» «Охотник на людей» — это первый фильм, в котором появляется Ганнибал Лектер. Да, его играет не Энтони Хопкинс, но персонаж все равно получился очень убедительным.
В центре внимания — работа Уилла Грэма, сотрудника ФБР, который расследует серию преступлений, совершенных убийцей по прозвищу «Зубная фея». Грэм — настоящий профи. Однако ему не хватает лишь одного качества: он не может на сто процентов мыслить как преступник. Чтобы вжиться в роль, он встречается с Лектером, который должен помочь ему распутать серию жутких убийств.
Лента интересна не только своим захватывающим сюжетом, но и художественным воплощением. Так, к примеру, большую роль в «Охотнике на людей» имеет цветовое решение. Режиссер показывает главного злодея и сотрудника ФБР в одинаковой палитре, это невольно заставляет думать, что у этих героев есть что-то общее.
«Американский психопат», 2000
Режиссер: Мэри Хэррон
Патрик Бейтман — состоятельный человек, бизнесмен. У него есть все, что он хочет: дорогая одежда, хороший автомобиль, внимание женщин. Но Бейтман тщеславен, и больше заботится о состоянии личного счета, чем о собственной невесте. Сам Патрик говорит про себя так: «Я пустой костюм». Дело в том, что внешний лоск — это лишь оболочка. На самом деле под одеждой скрывается существо, жаждущее крови и смерти, любящее смотреть на боль и страдания других людей.
Характер главного героя получился сложным, многогранным. Есть в ленте и социальный подтекст: «Американский психопат» наглядно демонстрирует, изживающую себя модель патриархального строя общества.
«Зодиак», 2007
Режиссер: Дэвид Финчер
Этот фильм Дэвида Финчера кажется особенно страшным, потому что реальный убийца по прозвищу Зодиак так и не был пойман. Лента с одноименным названием — это попытка осмыслить поведение и психологию преступника.
Сюжет закручивается вокруг убийства молодой пары из Сан-Франциско. Предполагаемый преступник присылает полицейским и СМИ зашифрованное письмо. Найти и обезвредить убийцу предстоит криминалисту Полу Эйвери, которого играет Роберт Дауни младший.
Время за просмотром фильма летит очень быстро. Зритель начинает вместе с режиссером и сценаристом распутывать загадку Зодиака. Кто же он на самом деле и почему его так сложно поймать?
«Молчание ягнят», 1991
Режиссер: Джоннатан Демме
Фильм основан на одноименном романе Томаса Харриса, и это уже второе появление Ганнибала Лектера в художественном произведении. Энтони Хопкинс — именно тот герой, с которым до сих пор прочно ассоциируется образ маньяка. Кстати, именно за роль психопата-убийцы Хопкинс получил заветный «Оскар».
Джуди Фостер играет в «Молчании ягнят» агента ФБР Клариссу Старлинг. Ей предстоит распутать цепочку странных и загадочных убийств, совершенным одним человеком. Чтобы поймать преступника, она прибегает к помощи Лектера, но, кажется, от этого странного сотрудничества и сама начинает сходить с ума.
Надо отметить, что бюджет фильма был не сильно большим — всего 19 млн долларов. В прокате лента собрала почти в семь раз больше — 130 млн долларов.
«Психо», 1960
Режиссер: Альфред Хичкок
«Психо» считается классикой среди фильмов про маньяков-убийц. Это была первая работа Хичкока в жанре «хорор» и самый прибыльный его фильм.
Сюжет строится на исчезновении девушки по имени Мэрион. Она украла деньги босса и скрылась в неизвестном направлении. На поиски отправляются и полиция, и родственники. Ее след теряется в «Мотеле Бэйтса», с которым, как оказалось, связана очень странная история.
«Психо» стал настоящим откровением для 60-х. Хичкок наглядно показал, что сексуальные отношения могут быть не вполне традиционными (не вполне — это еще мягко сказано). Лента оказала большое влияние на фильмы других режиссеров, которые решили обратиться к теме серийных убийц.
«Семь», 1995
Режиссер: Дэвид Финчер
Не будет преувеличением сказать, что «Семь» — один из лучших фильмов всех времен. Он входит в топ 250 самых рейтинговых лент мира. Сценарий Эндрю Кевина Уокера прекрасно лег на «экранную историю». Это и не удивительно, ведь за дело взялся настоящий профи — Дэвид Финчер, который известен своей любовью к мельчайшим деталям.
В центре внимания два детектива: молодой Миллс и более опытный Уильям Сомерсет. Они как лед и пламя — настолько разные их темпераменты и способы решения возникающих проблем.
Финчер известен не только своей любовью к детальной прорисовке, но и расположенностью к игре цветом. «Семь» — тому доказательство. Так, например, в отдельных фрагментах зритель явно чувствует безысходность. Режиссер переносит его в безупречно серый город, в котором каждый день идут дожди.