Производственная драма обычно ассоциируется либо с усердно перевыполняющими план передовиками, либо с пылкими спорами на заседаниях горкома. Понятно, что такие образы, в массе своей верные, не могут не вызывать зевоту. Однако и этот жанр полон фильмов, которые захватывают и увлекают. Специально для «Вашего досуга» о них рассказывает кинообозреватель Дмитрий Карпюк.
Пик производственной драмы «с человеческим лицом» приходится на конец 60-х и на 70-е — именно после оттепельного кинематографа для режиссеров стал важен живой, переживающий сомнения герой, а не показатели роста производства. Достаточно вспомнить шедевр Михаила Ромма «Девять дней одного года», пронзительную и поэтичную повесть в 9 главах о физике Дмитрии Гусеве (Алексей Баталов), для которого отношения с Лялей отступают на задний план перед тайнами атома.
К тому же периоду относится и армянский фильм «Здравствуй, это я» Фрунзе Довлатяна с замечательным актерским дуэтом Армена Джигарханяна и Ролана Быкова. Они играют двух друзей, физиков и немножко лириков, и здесь, в отличие от «Девяти дней…», отношения героя Джигарханяна с красавицами Фатеевой или Тереховой для него важнее любых научных споров в ереванских НИИ.
Еще одна «оттепельная» ласточка 60-х – комедийная производственная драма «Иду на грозу» Сергея Микаэляна. Александр Белявский и Василий Лановой играют двух друзей, буквально одержимых идеей «оседлать грозу» и погнаться наперегонки с молниями. Конечно же, они физики, и, само собой, они тоже влюбляются.
Впрочем, героями драм 60-х становились не только научные мужи. Особняком стоит «Необыкновенная выставка», грузинская трагикомедия и отчасти притча Эльдара Шенгелая о талантливом скульпторе, который вынужден зарабатывать на жизнь, изготавливая могильные памятники.
В качестве яркого примера производственной драмы 70-х можно назвать фильм «Дела сердечные», где показан один день работы команды «скорой помощи» во главе с врачом-кардиологом в блестящем исполнении Георгия Тараторкина. Режиссер Аджар Ибрагимов снял своего рода пращур хлебниковской «Аритмии» — самым важным здесь являются встречи с больными, иногда комичные, порой трагические, а характеры врачей и их взаимоотношения раскрываются через маленькие ежедневные подвиги и подлости. Особенно хорош здесь Анатолий Папанов в роли ворчливого и прижимистого шофера «скорой помощи» Бориса Ивановича.
Также любопытен фильм «Отклонение – ноль», где Тараторкин играет уже летчика-испытателя, которого хотят снять с испытаний новой модели самолета после смерти жены.
Можно вспомнить и типичные производственные драмы по сценариям Александра Гельмана – «Премия» Микаэляна и «Обратная связь» Виктора Трегубовича. Великолепный актерский состав позволял с интересом следить за спорами о проваленном плане и строгими порицаниями «рвачества», «очковтирательства» и прочих сегодня уже не очень актуальных изъянов.
Но самое почетное место в истории советского кино занимают все же картины, где производственные отношения становятся декорациями для психологических портретов героев. Такими, например, были «школьные» драмы – «Доживем до понедельника», «Дневник директора школы», «Ключ без права передачи». В каждом из них внутренняя жизнь педагогов и подростков была намного увлекательней учебного процесса.
В 80-х драма окончательно «победила» рабочие процессы – достаточно вспомнить «Самую обаятельную и привлекательную» с рабочим фоном, служащим исключительно одной цели – найти героине Ирины Муравьевой среди коллег-мужчин достойную партию.
Или выдающуюся «печальную комедию» Георгия Данелия по сценарию Александра Володина «Осенний марафон» о буднях переводчика Андрея Бузыкина (Олег Басилашвили), разрывающегося между работой, женой и любовницей.
Раз уж вспомнили Данелию, нельзя не сказать о «трудовых буднях» непутевого сантехника-забулдыги Афони (Леонид Куравлев) из одноименного трагикомедии, который уделял выпивке и делам сердечным намного больше времени, чем установке раковин и устранению засоров.
Наиболее выдающимися производственными драмами 80-х из жизни творческих людей стали две картины с Леонидом Филатовым в главной роли – «Голос» Ильи Авербаха и «Успех» Константина Худякова. В обеих он играет режиссеров, только в «Голосе» он снимает кино, в процессе ругаясь со всей съемочной группой, от сценариста до директора фильма, а в «Успехе», поставленном по сценарию Анатолия Гребнева – пытается всеми правдами и неправдами поставить «Чайку» в провинциальном театре. Для достижения поставленной цели он идет на многое – унижается и унижает других, врет напропалую, но все же добивается своего.
Своего рода изводом производственной драмы можно назвать сюрреалистическую фантазию «Город Зеро» Карена Шахназарова, которая колеблется где-то между сатирой и русским ответом Дэвиду Линчу. Здесь инженер из Москвы (снова Леонид Филатов) приезжает в командировку, но вместо рабочих вопросов тщетно пытается разобраться в обрушившемся на него абсурде.
Увы, с приходом 90-х жанр себя в целом изжил – тем любопытней вспомнить, что он из себя некогда представлял, и увидеть лучшие производственные драмы на большом экране.
С 27 марта по 8 мая в кинотеатрах «Факел», «Звезда» и «Юность» сети «Москино» проходят показы фильмов программы «Синематека. Производственная поэма» — это ретроспектива советских фильмов с середины 60-х годов по конец 80-х, снятых в жанре производственной драмы. Все фильмы демонстрируются с пленки из архивов Москино. Куратор программы — искусствовед Карина Караева.
Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте.