Всего 12 лет прошло с того момента, как великий тенор Лучано Паваротти умер от рака поджелудочной железы в возрасте 70 лет. С тех до неузнаваемости изменился ландшафт мира академической музыки и музыкального маркетинга — двух областей, в которых Паваротти был неоспоримым гигантом. Даже люди, которые далеки от жанра лирической оперы, не смогут отрицать, что пустота, которую великий тенор оставил после себя в области всемирного распространения классической музыки еще не начала заполняться. Документальный фильм «Паваротти» режиссера Рона Ховарда, который выходит в российский прокат 25 июля 2019, не просто заставляет скучать по певцу, он заставляет скучать по ушедшей для музыкальной индустрии эпохе.
В документальном фильме нет ничего революционного. Это честная и прямая демонстрация архивных кадров, которая не требует каких-либо дополнительных аннотаций и отступлений, чтобы держать внимание зрителей. Действие фильма открывается рекой Амазонка, в 1995: путешествуя по тропическому лесу вверх по реке, Паваротти просит отвезти его в оперный театр Манаусе, где когда-то пел Карузо.
Хронология более чем почтительна, она нежна и ориентирована на аудиторию, которая может быть не знакома с большой, лирической или комической оперой. Показывая самые известные роли певца, режиссер сопровождает их краткими текстовыми рассказами о сюжетах «Богемы» или «Тоски».
После экспозиции молодости Паваротти, зрители наконец слышат голос самого тенора, описывающего свою встречу и любовь с первого взгляда с первой женой Адуа Верони. Их брак привел к рождению трех дочерей менее чем за пять лет. Семья Верони оказала финансовую поддержку ранней карьере Паваротти. Семейная жизнь тех времен кажется радостной и счастливой. Все меняется в начале 60-х, когда карьера начинает идти в гору и Паваротти вынужден увеличить число путешествий и отъездов из дома.
Линия отношений с Адуой впечатляет и привлекает тем, насколько и жена и дети Паваротти привлекательные люди: умные, сдержанные, с четко сформулированными взглядами, а главное — с большим опытом разделения искусства от художника, художника от простого человека. Через отношения с женой и дочерями мы понимаем, что доброта, щедрость, остроумие и сострадание Паваротти были основой его личности, а не случайным раздаточным материалом. Однако дисциплина образа жизни великого певца и частые изнурительные путешествия, привели к ситуации, в которой подлинная и счастливая семейная жизнь — в лучшем случае нежная мечта. У Паваротти становится больше денег, вокруг него возникают все более успешные бизнесмены, которые помогают ему сокращать путь на вершину музыкального Олимпа стремительно.
Карьерный взлет и природный артистизм — сочетание, которым можно любоваться, не моргая. Складывается впечатление, что Паваротти никогда не имел даже грамма расчета на успех. Однако, наблюдая за кадрами купания в овации после самого известного выступления в программе «Три Тенора», которую Паваротти сформировал вместе с Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом и дирижером Зубином Метой, сложно поверить, что, хоть кто-то один из этих парней не рассчитывал на триумф и миллионные гонорары.
Гонорарами Паваротти тоже не злоупотреблял, ступив в последней трети своей карьеры на путь благотворительности. Фильм демонстрирует, что этот шаг совпал с семейным скандалом, новой любовью и новой семьей. И как бы не было обидно предательство Лучано, видно, что жена по-прежнему уважает его. Ощущение, что его невозможно не уважать, легко передается в зал.
Документальные кадры фильма безупречны, однако Ховард явно злоупотребляет художественными вставками. Так, например, он не брезгует трансляцией мифа том, как Паваротти мог капризно потребовать куриное молоко и отправить кого-то доить курицу. В ход идет и история детской схватки Паваротти со столбняком, которую режиссер вовсе решает сопроводить фальшивыми, постановочными черно-белыми кадрами из больницы. Все это наводит на мысль, что иногда меньше — значит больше. В разговоре о личности такого артистизма и такой богатой биографии художественные украшательства и заигрывание с фальшивками обесценивают правду, которая в фильме безусловно есть.
Невольно к финалу становится обидно, что начав этот рассказ о сложном человеке так просто, с опорой на архивные документы, режиссеру вдруг изменил вкус и он решил усиливать реальностью художественным вымыслом. На этом погорели многие байопики о великих музыкантах, и в их ряду «Паваротти» выглядит очень достойным, но мог выйти абсолютным шедевром.