Девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» переполнен всевозможными отсылками к эпохе 60-х. Зрителю из 2019 года разобраться в этом калейдоскопе непросто. Поэтому мы составили гид по некоторым цитатам фильма, чтобы вы могли разделить удовольствие опытных киноманов.
Герой ДиКаприо
Рик Далтон, актер, которого сыграл Леонардо ДиКаприо в «Однажды ... в Голливуде», никогда не существовал. Но однозначно мог бы, потому что Тарантино сочинил для него целую фильмографию, которая правдоподобно описывает меняющийся Голливуд 60-х годов.
Поддельные сцены и постеры с Леонардо — это портрет определенного типа актера 60-х: брутальная смазливость, показная небрежность и карманная расческа, продирающая слои бриолина. В эти же годы наряду с ним в игру вступает новый голливудский эталон — утонченный, слегка заросший андрогинный эстет в хиппи-жилетке. Несчастному герою ДиКаприо приходится приспосабливаться к новым условиям кинорынка. Насколько он в этом преуспевает, рассказывать не будем, но причёску он все-таки меняет.
Роли, которые сыграл Далтон, — с одной стороны, конспект меняющейся эпохи, а с другой — набор ингредиентов, из которых складывался фирменный тарантиновский стиль.
Фильмы, которые вдохновили Тарантино
«Закон Баунти» (Тарантино) — «Разыскивается живым или мёртвым» Wanted: Dead or Alive (сериал 1958 – 1961)
До того, как Рик Далтон стал звездой полнометражных фильмов, он несколько лет был телевизионным ковбоем. Похожий карьерный путь в своё время проделал Стив МакКуин, сериал с которым в течение пяти лет бил все рекорды по количеству просмотров.
«Разыскивается живым или мёртвым» — чёрно-белые вестерн-сериал 1950-х, вечная и неустаревающая классика, где двери в салун выламываются с ноги, а виртуозно выхваченный кольт в один миг восстанавливает справедливость.
Одна серия длится около получаса, единой сюжетной линии нет. Каждый получасовой эпизод состоит из множества историй с началом, серединой и концом.
Если хотите настоящих мужских сюжетов о бесстрашных укротителях диких коней и дамских сердец — смело забивайте вечер выходного под просмотр. Стив МакКуин в главной роли вас точно покорит.
«Таннер» (Тарантино) — «Походка стрелка» Gunman's Walk, 1958 (Фил Карлсон)
«Таннер» — один из ранних фильмов Рика Далтона, который, как он надеялся, должен был привести его к славе.
Фильм-прототип «Походка стрелка» — выдающийся, незаслуженно забытый классический вестерн. Влиятельный владелец ранчо постоянно защищает своего темпераментного сына, подкупая свидетелей и возмещая причиненный им ущерб. В какой-то момент его преступления становятся слишком серьезными, чтобы их можно было исправить.
Картина выгодно отличается от своих современниц, оказавшихся в плену развлекательного телевидения. Фильм Фила Карлсона — о проблемах отцов и детей, социальной несправедливости и омерзительности расизма. Эти темы редко встретишь в вестернах того времени. Добавим четкий и острый ритм режиссуры, крепкий дуэт Вана Хефлина и Тэба Хантера — и получаем кино безоговорочного качества.
«Небраска Джим» (Тарантино) — «Навахо Джо» Navajo Joe, 1966 (Серджио Корбуччи)
Середина 60-х, на взлёт идет итальянское кино — не только элитарные Феллини и Антониони, но и их бойкие «панамериканские» собратья. Рик Далтон попадает в руки режиссера Серджио Корбуччи и становится героем спагетти-вестернов.
Формальные отличия «макаронных» вестернов от классических перечислить несложно: пейзажи попроще, крови побольше, события динамичнее. Ковбои, не пытаясь сделать вид, что прицеливаются, стреляют в никуда, и всегда попадают в мишень. Однако именно из спагетти-фильмов вышла «Долларовая трилогия» Серджио Леоне — настоящий культ и общепризнанная классика (с Клинтом Иствудом в главной роли).
Серджио Корбуччи — второй после Леоне режиссер по уровню влияния в итальянском кино. Отсылки к его фильмам у Тарантино встречаются постоянно, а «Навахо Джо» входит в двадцатку любимых спагетти-вестернов режиссёра.
Кратко о сюжете: банда головорезов во главе с бандитом Дунканом перемещается по американскому юго-западу, истребляя всех индейцев на своем пути. За каждый содранный скальп они получают вознаграждение в один доллар. Джо, воин навахо и беспощадный мститель, начинает преследовать охотников за скальпами и вскоре становится их наихудшим кошмаром.
В фильме есть по-настоящему жёсткие сцены — например, та, где Дункан следит за молодой индийской девушкой. Они улыбаются друг другу, а в следующую секунду бандит стреляет в неё и скальпирует. С этого момента становится очевидно, что Дункан — жестокий и психопатический убийца, в духе отъявленных тарантиновских типажей. Посмотреть фильм стоит и для сравнения, и с самостоятельной целью насладиться крепкими экшеном (особенно в сцене ограбления поезда), в меру кровавым бесчинством и отличным саундтреком Энио Морриконе.
«Операция Dyn-o-Mite!»(Тарантино) — «Движущаяся мишень» Bersaglio mobile, 1967 (Серджио Корбуччи)
В фильме «Однажды… в Голливуде» фильм «Operazione Dyn-o-Mite» описывают как итальянский шпионский фильм о Джеймсе Бонде.
Действительно, в какой-то момент Корбуччи отошел от жанра спагетти-вестернов и снял шпионский фильм под названием «Bersaglio mobile», «Движущаяся мишень».
Cюжет фильма, если не вдаваться в подробности, следующий: главный герой Джейсон — вор, которого в очередной раз переводят из одной тюрьмы в другую. По пути в Грецию кто-то помогает ему сбежать — оказывается, Джейсон нужен секретной группировке, которая требует восстановить для них некий микрофильм. Герой добивается успеха, но обнаруживает, что микрофильм нужен для политического шантажа на высшем уровне. Вокруг Джейсона сгущаются сети интересов. В результате, он участвует в разоблачении российского шпиона и передает микрофильм в руки британского дипломатического представителя.
Любители чисто развлекательного формата боевиков надут для себя всё, что нужно: несильно закрученный сюжет, множество автомобильных погонь и перестрелок, циничные диалоги и нахальные ухмылки «поймай меня, если сможешь».
«Убей меня, Ринго, сказал гринго» (Тарантино) — «Пистолет для Ринго» Una pistola per Ringo, 1965 (Дуччо Тессари)
К 70-м годам эпоха классического вестерна закончилась, спагетти-вестерны их полностью заменили. Они снимались уже только на итальянские деньги и только в Европе. Рик Далтон уезжает в Италию и пробует перезапустить свою карьеру в новой стране.
Если вы хотите узнать, как выглядит спагетти-вестерн в стадии клише — то «Пистолет для Ринго» обязателен к просмотру. Здесь есть славные парни, стреляющие без промаха, голубоглазые злодеи и рыжеволосые красавицы, выразительные паузы, предваряющие драки со сломанной мебелью, и длинные планы с бескрайними пейзажами Дикого Запада. Фильм не получится назвать выдающимся, но он на это звание и не претендует: здесь много юмора, живые действенные персонажи и вновь чудный саундтрек Морриконе. Расслабиться, посмеяться, вспомнить радость детского нетребовательного восторга — то, что нужно после загруженной недели.
«14 кулаков МакКласки» (Тарантино) — «Тайное вторжение» The Secret Invasion, 1964 (Роджер Корман); «Грязная дюжина» The Dirty Dozen, 1967 (Роберт Олдрич)
По хронологии этот фильм — один из ранних в карьере Рика Далтона, но начинать им обзор крайне нелогично. Все равно что пойти ва-банк после первой раздачи и лишиться прибыли на дистанции.
«14 кулаков» не является прямой заменой существующего фильма, но является отсылкой к фильмам о Второй мировой войне середины 60-х годов. По своей концепции — вербовка осужденных для опасной операции в тылу врага — он больше всего похож на «Тайное вторжение» Роджера Кормана и «Грязную дюжину» Роберта Олдрича.
В «Тайном вторжении» британская разведка в 1943 году отправляет пятерых осужденных преступников в Югославию, чтобы спасти итальянского генерала и убедить его направить свои войска против оккупационных нацистских сил.
При сравнительно небольшом бюджете (600 000$, что весьма скромно для жанра боевика) это на удивление качественный проект: отличный кастинг, захватывающее действие и интересные операторские находки с ракурсом, делающие одинаково выразительными и саспенс-, и экшн-сцены.
В качестве отдельных бонусов — продуманная музыкальная партитура и величественные пейзажные планы хорватского Дубровника, услада для всех тоскующих по «Игре престолов» и просторам Вестероса.
«Грязная дюжина» Роберта Олдрича, фильм, вышедшая тремя годами позже, — по сути, ремейк сюжета «Тайного вторжения», более высокобюджетный, зрелищный и популярный. Двенадцать американцев — убийц, насильников и прочих преступников, посаженных в тюрьму и ждущих приговора — получают шанс на помилование. Для этого им предстоит выполнить задание на территории нацистской Германии, сулящее верную смерть. Заключенным объявляют, что выжившие участники миссии будут помилованы. Бывшие убийцы отправляются в самоубийственный рейд.
Уровень накала действия в фильме закаливающий, кульминация оглушает суточной нормой адреналина. Много раз фильм подвергали критике за излишне подробные сцены смертей и убийств. Тарантино не мог оставить картину без внимания — «Однажды в Голливуде» содержит прямые отсылки к «Грязной дюжине». Чтобы не разочаровать вас спойлером, ограничимся лишь одним замечанием: огнемёт в руках Леонардо ДиКаприо вы будете вспоминать очень долго.