«Сорокин трип» — четвертый фильм Антона Желнова из серии о российских и советских писателях и художниках. До этого выходили фильмы об Иосифе Бродском, Саше Соколове, Илье и Эмилии Кабаковых. Чем интересен новый фильм о Владимире Сорокине, рассказывает кинообозреватель «Вашего Досуга» Денис Кудряшов.
Название фильма «Сорокин трип» пародирует одну из пьес писателя — «Dostoevsky-trip» — и по форме представляет собой биографический монолог Владимира Георгиевича, прыгающий по хронологии и перемежающийся анимационными вставками и вкраплениями из документальной хроники. Сам Владимир Сорокин с кино сталкивается не впервые, по его сценариям вышло несколько фильмов: Зельдовича, Хржановского, Дыховичного. Но фильм Антона Желнова и Юрия Сапрыкина — это первый фильм не по текстам Сорокина, а о нем самом.
Фильм-монолог, как лоскутное одеяло, скроен из историй из жизни писателя, сопровождаемых пространными ремарками в адрес российской современности. В одной из историй Владимир Георгиевич рассказывает, как бросил большую мясную кость своей собаке, был заворожен ее танцем вокруг и принялся писать «День Опричника». В другой, говорит о своем знакомстве с Берлином и симпатиях к этому городу. В третьей, вспоминает о детстве и об отце. Сквозь эти истории прослеживается вектор развития Сорокина-человека: мальчика-интеллигента травили в рабочей школе, и он научился абстрагироваться от действительности.
Следующий этап биографии: художник-интеллигент пьет кофе в халате в своей мастерской на верхнем этаже, наблюдая за жизнью советских граждан, словно ангел из фильма «Небо над Берлином». В отличие от ангела, он не спускается к людям, а наоборот, дистанцируется от них и наблюдает за ними, словно турист в экзотической стране. В самом конце фильма берется абсолютная высота такой позиции: Сорокин говорит о том, что во вселенной мы одни, и в этом наша судьба. Холодный космос и взгляд из черной дыры в центре галактики — в чем-то эта позиция пересекается с последним фильмом Клер Дени «Высшее общество». Только если у Дени космическая тема – это про реальный космос и реальное будущее, которого нет, то у Сорокина – чистая метафизика. Пространства нет и времени тоже нет. Кажется, что писатель вторит своему вопросу из романа «День опричника»: «Что с Россией будет? Будет ничего».
Эволюция позиции и постепенное восхождение Владимира Сорокина на одинокую вершину дублируется в фильме холодной и беспристрастной операторской работой Михаила Кричмана. Кадры, открывающие фильм, показывают многоэтажки, снятые с высоты птичьего полета, которые словно пророчествуют о будущем писателя. По структуре фильм легко дробится на части, между которыми удобно встанут рекламные блоки, и явно намекает на телевизионный формат. Но получилось ли у создателей просвещение в развлекательной форме?
Да, получилось. Конечно, было бы странно ожидать подробного анализа фигуры Сорокина. Фильм — скорее ликбез, попытка дать подсказки тем немногим, которые пропустили тексты писателя. Фильм вторит Сорокину, который в определенный момент превратился в «интеллектуала для гламура». По-голливудски красивый писатель сидит в подмосковных и буржуазных интерьерах своей дачи. Он способен отвлечь зрителя, увлеченного классовой борьбой, от содержательного. Тем не менее, удается обнаружить ключи к пониманию прозы Владимира Георгиевича, правда не столько в кинематографическом тексте, сколько в прямой речи персонажей фильма.
Ключей в фильме несколько: самый интересный квест дает Андрей Монастырский (художник и соратник Сорокина по московскому концептуализму). Он говорит следующее: «Сорокин делал в своей прозе то же самое, что и в живописи». Тут же Сорокин демонстрирует свою коллекцию портретов Достоевского, написанных, по-видимому, им самим. Сложить 2 плюс два — работа для зрителя. Похожие задачки ставит и сам писатель: где-то он говорит, что во время написания романа обращался к дневниковой прозе XIX века. Казалось бы, зачем крупному писателю обращаться, пусть и к хорошей, но второсортной литературе, написанной для себя или для прямых потомков? Более пространный квест Владимир Георгиевич задает в своих рассуждениях о прозе соцреализма. Здесь внимательный зритель сможет увидеть то, что заставит посмотреть на прозу Сорокина под другим углом – как на классика, сделавшего вполне определенные вещи в литературе и за это ценного.
В итоге, у Антона Желнова и Юрия Сапрыкина получился удачный компромисс. Фильм подойдет под бокал просекко околоинтеллектуальным кругам. При этом тем, кто не понял или не знал о Владимире Сорокине тоже уделили экранное время. Что более важно, фильм честно показывает буржуазность писателя, не судит и не хвалит ее, а просто демонстрирует, что человек сумел обустроить свою жизнь. Сделал все так, как хотел. А те немногие, кто злятся на писателя за интеллектуальное предательство контркультуры, ушли дальше Сорокина, и разговор с ними неинтересен ни писателю, ни авторам фильма, ни, собственно, им самим.