Одни за эти дни разобрали шкафы с одеждой, другие перемыли всю посуду, третьи внезапно научились готовить. Некоторые горюют, некоторые радуются, некоторые закупают вино. Есть те, кто начал учить языки, есть те, кто продолжил лежать на диване, есть те, кто организовал домашний офис. Меня же все последние дни беспокоит один простой вопрос: где сейчас находится Фёдор Конюхов? В дороге? В путешествии? В той стране, где его застала общая напасть? Планирует дома (а где его дом?) очередную кругосветку? Кстати, путешествовать из дома не так уж сложно – надо только включить фильм, который готов подарить такую возможность.
1. «Кояанискатси» (США, 1983)
Пещеры и взлетающие ракеты, пустынные пейзажи и линии электропередач, небоскрёбы и природа – первый фильм из трилогии «Каци» Годфри Реджио – настоящая услада для глаз, где и документализм, и замедленная съёмка, и «перемотка», и длинные эпизоды. На этой ленте буквально зависаешь, во время просмотра практически впадаешь в транс. Здесь почти нет сюжета, но есть размышление о проникновении технологий в жизнь, нет текста, но есть музыкальное сопровождение, что рассказывает истории круче любых слов. Композитор – Филип Гласс.
2. «Прогулка» (Россия, 2003)
Полуторачасовой поход по Петербургу от Алексея Учителя: одиночество, компании, разговоры, споры, любовь. Потрясающая операторская работа Юрия Клименко, выстроенный сценарий Авдотьи Смирновой, Цыганов, Баршак и Пегова в одной компании. Простота и лёгкость соседствуют с проблемами каждого, романтический город, что многих так манит, завораживает своей атмосферой даже через экран, максимализм запросто может обернуться крушением всех надежд горячей юности.
3. «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (США, 2007)
Три братца мчат на поезде по Индии: спорят, выясняют отношения, любуются природой. Не то хотят просветлиться, не то должны найти свою мать, не то жаждут убить время, не то – высказать друг другу наболевшее. У каждого есть свои привычки, комплексы, взгляды на жизнь. Но каждый будет вынужден ночевать в нищих деревушках, искать общий язык с местными, мириться с ситуацией, родственниками, самим собой. Позитив – хватит на пару дней, юмор – специфический, но без перебора, пейзажи – захотите в Индию здесь и сейчас. Режиссёр – Уэс Андерсон.
4. «Под солнцем Тосканы» (Италия, США, 2003)
«Хороший год» + «Ешь, молись, люби» + «Дневник Бриджит Джонс» = «Под солнцем Тосканы» Одри Уэллс. Фильм уютный, понятный, женский и очень жизнерадостный. С историей, в которую очень хочется поверить. Писательница, находящаяся в растрёпанных чувствах, пережившая развод, столкнувшаяся с непростым периодом в жизни, едет в Италию. Разумеется, покупает дом. А там и любовь не за горами.
5. «Токио!» (Япония, Франция, Германия, Республика Корея, 2008)
Обаятельнейший трёхчастный фильм, над которым работали Мишель Гондри, Лео Каракс, Пон Чжун Хо (известные затейники и фантазёры). Тут и девушка, что превратилась в стул, и бомж, который обнаружил в городе гранаты, и землетрясение, и интроверты, и казни, и выдуманный язык, и удивительный Дени Лаван, что заставляет изумляться каждую секунду. Много смешного, много нелепого, много нежного. И один на всех город восходящего солнца.
6. «Город Бога» (Бразилия, Франция, 2002)
Город Бога – трущобы в Рио-де-Жанейро, где правят сила, хитрость, беспощадность. С малолетства дети привыкают к жестокости и убийствам, взрослые выживают здесь из последних сил. В фильме задействованы непрофессиональные актёры, множество сцен появилось в сценарии в процессе съёмок, режиссёр Фернанду Мейреллиш неоднократно заявлял, что не был готов к уровню опасности этого района. Разумеется, у ленты множество номинаций на всевозможные мировые премии.
7. «Коктебель» (Россия, 2003)
Сын и отец едут в Коктебель из Москвы (режиссёры – Борис Хлебников и Алексей Попогребский). У них нет денег, но есть мечта, у них нет планов, но есть цель. Их прогоняют, им помогают, на них не обращают внимания. А они идут. Зачем? Они и сами толком не знают. Короче, всё в лучших традициях Андрея Звягинцева.
8. «Гавана, я люблю тебя» (Испания, Франция, 2012)
Да, я тоже не люблю формулу «любой город, я люблю тебя»: это вызывает тоску и уныние. А ещё подключает стереотипы. Но в Гаване, в отличие от Парижа или Москвы, были далеко не все. Поэтому дадим альманаху шанс. Одной темы нет, нет общих мотивов, никто не старается петь гимн столице Кубы. «Гавана...» – семь историй, что произошли на этих жарких улицах: парню понравилась девушка, а она не девушка, режиссёр приехал получить приз, но напился в ближайшем баре, иностранец, прилетевший веселиться, так и не смог встроиться в ритм города. Песни и ритуалы прилагаются.
9. «О бесконечности» (Швеция, Германия, Норвегия, Франция, 2019)
Неспешность, степенность, выдержка. Воздух, простор, приглушенный цвет. Ни тебе сюжета, ни тебе разъяснений, ни тебе подсказок (режиссёр – Рой Андерссон). Только голос Шахерезады, что рассказывает сказки, помогает, но больше запутывает, ведёт зрителя от эпизода к эпизоду. Вместе с ней можно прогуляться по улицам, остановиться у магазина, поподглядывать за людьми. Вот священник тащит крест, вот у женщины сломался каблук, вот у мужчины заглохла машина. А вот двое летят над Кёльном. Вот прям как пара с картины Марка Шагала «Над городом».
10. «Чудотворцы» (США, 2019)
Признайтесь, вы хоть раз мечтали побывать в городке, который создал Бог для управления Землёй? Где ангелы ходят на работу, молитвы исполняются ловкостью и механизмами, ветра и ледники контролируются не без помощи специальных машин. У Бога есть специальный микрофон для сеансов связи с людьми, внутри коллектива существуют разногласия, у каждого работника – менеджера, администратора, секретаря, помощника – свои цели и амбиции. Сериал «Чудотворцы» (он короткий!) – приглашение прогуляться по небесной канцелярии, хроника одного офиса, несколько дней из жизни корпорации «Небеса». Кстати, Господь и одна из работниц заключили пари. Если она проиграет – проект «Земля» будет уничтожен.