Справа затеяли турнир по шахматам, слева обучают сына китайскому, сверху приобщают подрастающее поколение к балету, снизу занимаются с дочерью музыкой. В стране начинался второй месяц самоизоляции. Родители-1 шумят на отпрысков, Родители-2 рассказывают всем о своих «звёздочках», Родители-3 заставляют школьников хоть как-то доучиться, Родители-4 выбирают потомкам будущее, Родители-5 воют от шума, беспомощности и постоянных конфликтов. Дети поют, пляшут, затаивают обиды – рано или поздно произойдёт взрыв. Разумеется, всё это от большой любви. А любовь, как известно, бывает разной. В этой подборке чёрные комедии будут без предупреждения сменяться серьёзными работами – вот прям как настроение на карантине. Нет, Звягинцева и Альмодовара не будет.
1. «Сбрось маму с поезда» (США, 1987)
Над проблемой можно подумать, её можно попытаться решить, о ней можно рассказать. А ещё можно попытаться её устранить. Мама Оуэна – пожилой тиран, что не даёт ни пройти, ни проехать, ни пожить. Никакой личной жизни, прогулок, барышень. Сорокалетний мужчина, если ничего не предпримет, будет вынужден навсегда остаться подростком (потому что мама так решила, а маму надо слушаться). В это же время другу Оуэна (Дэнни Де Вито) Ларри (Билли Кристал) отравляет жизнь бывшая супруга. Кажется, эти парни прекрасно знают то, как друг другу помочь. «Сбрось маму с поезда» – не в меру позитивное кино, что стало режиссёрским дебютом известного комика Дэнни Де Вито.
2. «Ван Гоги» (Россия, 2019)
Он – художник. Талантливый, влюблённый в своё дело, неизвестный. Его отец – дирижёр. Талантливый, влюблённый в своё дело, очень популярный. Они не хотят видеться без лишней надобности, они боятся себя и родного человека, они не хотят быть рядом. Они слишком часто делали друг другу больно. И сейчас наступило время, когда нужно собирать партитуры, эскизы и камни (режиссёр – Сергей Ливнев). За полтора часа успеваешь удивиться невероятному дуэту Алексея Серебрякова и Даниэля Ольбрыхского, вслушаться в музыку Леонида Десятникова, получить наслаждение от работы оператора Юрия Клименко.
3. «Тоня против всех» (Великобритания, Катар, США, 2017)
«Да вы посмотрите, у неё же талант!» – заявляет мама Тони (Эллисон Дженни), что привела девочку на тренировочный лёд. Был ли талант? Не так уж важно, маме виднее. Тоня (Марго Робби) никогда не услышит от своей матери похвалы, не сможет поплакаться ей в плечо о неудачах, не расскажет свои секреты. Она выполнит невероятные фигурные связки, докажет всем персональную крутость, заставит себя ненавидеть. А однажды очень мощно отомстит. И всё это с юмором (режиссёр – Крэйг Гиллеспи). У всех ситуаций, как мы помним, две стороны медали.
4. «Мамочка» (Канада, 2014)
Ксавье Долан – режиссёр, который очень рано заявил о себе. Он не боится быть взбалмошным, резким, неловким. Не в меру некорректным, неудобным, ярким. Честным. За это мы его и любим. Мать забирает сына-подростка из интерната. Верит в светлое будущее, в совместные вечера, в нежность и заботу. И тут что-то идёт не так. Фильм как клип, клип как жизнь, жизнь как фильм. Или клип. Или как смятый листок бумаги.
5. «Почему он?» (Камбоджа, США, 2016)
Папа Нед (Брайан Крэнстон) очень хочет для дочери самого лучшего, Лэйрд (Джеймс Франко) хочет исключительно его дочь. Дочь (Зои Дойч) уже смутно понимает хоть что-то про свои желания. Время точить ножи: много юмора «ниже пояса», много неловкостей, много клише. Вряд ли вы будете пересматривать эту картину, но почему бы однажды не посмеяться над пошлыми шуточками в хорошей компании тазика попкорна и режиссёра Джона Гамбурга?
6. «Язычники» (Россия, 2017)
Фильм Валерии Сурковой, основанный на пьесе Анны Яблонской, погибшей при теракте в аэропорту Домодедово в 2011 году. Обычная российская семья: Мама (Елена Нестерова) работает риелтором, Папа (Валентин Самохин) – музыкант, что вечно сидит без работы и без денег, Дочь (Виталия Еньшина) – девчонка лет девятнадцати, у которой свой мир. Есть сосед-алкоголик, есть желание жить по-другому, есть постоянное напряжение. И есть Бабушка (Татьяна Владимирова), обратившаяся в адепта религии. Бабушка, приехавшая в гости, конечно же, приносит в их скромную квартиру свой устав: если не будете есть это – будет вам мир, если поможете вон тем – будет вам счастье. У Кристины, самой молодой в семье, несколько иные взгляды на жизнь. На Бога надейся, но и сам не плошай.
7. «Сьераневада» (Румыния, Хорватия, Северная Македония, Франция, 2016)
Здесь всё в лучших традициях семейных (и не очень) фильмов: Ларри (Мими Брэнеску) и его супруга приезжают в Бухарест на поминки отца. Дальше, разумеется, начинаются споры, ссоры, склоки, взаимные оскорбления по делу и без. Скелеты по шкафам, тайны, детские травмы. Сигареты, дёргающаяся камера, обилие подробностей. Неуютность, нервность, подвохи и потрясающий драматизм. Режиссёр – Кристи Пую, снявший «Смерть господина Лазареску».
8. «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (Россия, 2017)
Если честно, сложно придумать более идиотское название для фильма. И фильм более идиотский. И более идиотскую историю. И более идиотские диалоги. Но в этой идиотскости заключено всё очарование ленты Александра Ханта, где сын (Евгений Ткачук), осатаневший от проблем и собственной семьи, действительно везёт своего батю (Алексей Серебряков) в дом инвалидов. Дурацкая прелесть, корявая красота, некузявое счастье. Road movie на тарантасе. Этакий сельский Тарантино под нескладный рэпчик про страну, мужиков, поля из полыни. Про те самые берёзы, без которых нам всем труба.
9. «Вернуть Бена» (США, 2018)
Бен – (бывший?) наркоман. Он возвращается домой, где его ждёт мать (Джулия Робертс), из реабилитационного центра. Мама в него не очень-то верит, а он в себя – тем более. У них есть 24 часа на прощение, принятие, объятия. Так много, так мало, так страшно. Режиссёр – Питер Хеджес, в главной роли – Лукас Хеджес.
10. «Папа, сдохни» (Россия, 2018)
Мама (Елена Шевченко) любит Папу (Валерий Хаев), Папа любит Олю (Евгения Крегжде), Оля любит Матвея (Александр Кузнецов). Матвей ответно любит Олю, а Оля очень хочет одного: чтобы её папа – деспот, тиран, опер – умер. В ход пойдут: любимый мужчина, молоток, выдумка, лёгкое сумасшествие. Цистерны искусственной крови, килограмм колбасы, не очень очевидные придумки. Невероятно стильное, лихое, современное кино от режиссёра Кирилла Соколова в духе Родригеса и Квентина нашего Тарантино, за которым, кажись, будущее. Как говорится, daddy, don't ever day on a Friday.