3 марта в прокат вышел «Брат во всем» — драма Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова, премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале. Фильм рассказывает о двух братьях-близнецах, которым любовь и привязанность мешают добиться общей мечты — стать летчиками и покорить небо. Талех Габибов поговорил с исполнителями главных ролей Сергеем и Николаем Журавлевыми.

Все полеты в фильме настоящие, спецэффекты не использовались. Вам приходилось управлять самолетом?

Николай: Прям управлять не приходилось. Мы сидели в задней кабине пилота. Это не видно, когда смотришь фильм, потому что был выбран специальный ракурс, будто мы сидим в передней кабине. Мы просто держались за ручку, а пилот ее контролировал.

Как снималась сцена пожара в зарослях? Там правда все подожгли и заставили вас убегать от огня? 

Николай: Да (смеется). Но у нас было много репетиций, был постановщик трюков, который объяснял мне, как правильно упасть, как плыть. У меня был гидрокостюм под формой, чтобы я не замерз в воде, потому что это был ноябрь. Я испытывал очень сильное волнение, потому что у нас была только одна попытка — заросли заново не сжечь. До самого дня съемок я просто прыгал в воду, плавал, потом мы репетировали, как я пробегаю через все эти камыши, траекторию, как я должен спрыгнуть. Когда наступил момент съемок — было очень страшно. Потому что огонь просто стоял стеной вокруг. Это очень страшное зрелище, когда ты там оказываешься. И физически сложно плыть из-за адреналина, и эмоционально.

Как вела себя съемочная группа? Сколько человек за вами бежало: оператор и режиссер? 

Николай: Там был только оператор. И каскадер, на всякий случай. Пожарных уже спрятали за камышами. На другой стороне берега — далеко, метров шестьдесят, — стояла вся съемочная группа и наблюдала за нами. Там установили несколько камер: у оператора — ручная и две статичные, чтобы снять и крупный план, и всю панораму. 

Какой Александр Золотухин режиссер? 

Сергей: С самого начала, когда мы пришли на кастинг, он нам очень помогал. На протяжении всех съемок мы много общались, он часто нам подсказывал, потому что мы в первый раз снимались в кино и многого не знали. Он сдержанный режиссер: я не слышал, чтобы он кричал во время съемок или на кого-то ругался.

Николай: Он мало знал про близнецов и наши взаимоотношения, и у нас было много бесед по этому поводу. Он узнавал, как все происходит, и перерабатывал сценарий на ходу, чтобы сделать все с нашей  «близнецовской» точки зрения. 

Он наблюдал за вами и, видя, как вы взаимодействуете, как близнецы, переносил это в сценарий? 

Сергей: Можно и так сказать. Он у нас спрашивал по поводу сценария: «может ли быть так?», «как бы вы в жизни поступили?», «у вас вообще такое бывает, как у близнецов?». Мы ему рассказывали, что мы, близнецы, понимаем друг друга с полуслова, с какого-то жеста, что иногда мы не говорим какие-то слова, а просто смотрим друг на друга и понимаем, что думали об одном и том же. Уже во время съемок Александр Золотухин начал убирать из сценария какие-то эпизоды.

Были какие-то части, которые вам очень нравились, но не вошли в итоговую версию фильма? 

Николай: Вообще… была вторая концовка фильма. Было снято две концовки: одна, в которой братья уходят вместе, и вторая, в которой братья расстаются.

Почему из двух концовок выбрали ту, где вы не расстаетесь и уходите вместе? 

Николай: Потому что у Александра Золотухина была такая идея, что это разрушающая сила любви. Что наша любовь разрушила нашу общую мечту, хотя могла разрушить только одному.  

На площадке в качестве консультанта был Александр Николаевич Сокуров. Какое участие он принимал? 

Николай: Он многое рассказывал нам о кинематографе и о том, как актер должен сниматься в кино. Дал нам много наставлений в актерском мастерстве. 

Какое первое впечатление он на вас произвел? 

Николай: Мастер. Наставник, который тебя ведет вперед. На площадке главным все равно оставался Александр Золотухин, но он, конечно, прислушивался к своему учителю. 

Премьера «Брат во всем» совпала с очень сложной и политической ситуацией в России и мире. В фильме есть что-то, что комментирует эту политическую ситуацию? 

Николай: Это пацифистское кино. Про мечту и людей.

Сергей: Там вообще ничего нет про войну. Можно сказать, что это кино о том, что военные такие же люди, как все, и…

Николай: И у них есть свои мечты. Даже у инструктора фильме есть мечта — не быть инструктором, а летать на больших, красивых истребителях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: