«Паганини: Скрипач дьявола» — жизнь легендарного скрипача-виртуоза как любовная история и пример эффективного маркетинга.
Паганини пытается придумывать музыку еще в детстве, однако не в меру строгий отец отказывается слушать сочинения мальчика, он хочет, чтобы тот больше работал над скрипичной техникой. И Паганини следует советам авторитарного родителя. Однако, становясь старше, виртуозные навыки он использует исключительно для развлечения театральной публики в антрактах. Героя берет в обработку некто Урбани, который пророчит Паганини великое будущее и обещает исполнять любое желание, а взамен просит более или менее душу, но не сейчас и не здесь, а «по ту сторону». Амбициозный скрипач не очень понимает, о какой именно стороне идет речь, поэтому без лишней рефлексии подписывает договор. Урбани действительно исполняет самые смелые мечты Паганини. Теперь скрипачу рукоплещет зал, билеты на концерты покупают заранее, а каждая страна стремится заполучить музыкальную звезду к себе. Великобритания не становится исключением, и именно туда отправляется герой, как только спускает все деньги в казино. В Лондоне маэстро ждет обанкротившийся театральный конферансье-дирижер Джон Уотсон, жена которого напрямки сообщает мужу, что хотела бы соблазнить Паганини. Но у них есть дочь Шарлотта, которая не только споет на одной сцене с Николло, но и разобьет его сердце.
О Паганини (как и в свое время о Бетховене) режиссер — много, кстати, экранизировавший Толстого — рассказывает в свойственной ему лирической манере, поэтому мы значительно больше узнаем о псевдобиографических перипетиях взаимоотношений музыканта с Шарлоттой Уотсон и мистером Урбани, чем о собственно его творческом пути. При этом даже по окончании фильма не совсем понятно, что же Урбани за фрукт. С одной стороны — толстый намек на его инфернальную природу содержит само название картины. С другой, Урбани продвигает своего протеже вполне традиционными и проверенными способами — шантажом, заговорами, взятками и вымогательством. Поэтому, насколько плотно со всей этой историей связан дьявол, остается только догадываться. По крайней мере, кроме двусмысленных намеков, никаких фактических подтверждений в поступках героя мы не находим. Более всего при этом интригуют попытки Урбани запретить Паганини проводить с дамами больше одной ночи; в эти моменты он напоминает не Князя Тьмы, а пусть и понимающую, но все-таки ревнивую подружку.
Видимо, спохватившись, что фильм-то получается не столько о гениальном скрипаче, сколько о примере эффективного менеджмента, в середине картины авторы организуют зрителю проходку на полноценный концерт Паганини. Его, кстати, играет всемирно известный поп-скрипач Дэвид Гарретт, рекордсмен книги Гиннеса по части скоростного исполнения «Полёта шмеля». Внушает, да, но тут надо отметить, что при виде Гаррета-Паганини женские сердца тают по обе стороны экрана, даже если он и без скрипки. На выходе получаем средней руки историю любви, фигурантом в которой мог бы оказаться и музыкант-виртуоз, а мог бы и слесарь, к примеру, не принципиально.