Самый дорогой в истории индийского кино блокбастер. «Трон», «Железный человек», «Матрица» и «Терминатор: Судный день» — в одном флаконе и с танцами.
Живущим в Лондоне программистом компьютерных игрушек Шекхаром недовольны и на работе, и дома. Карикатурный тиран-босс грозится переформатировать фирму под ресторан и сделать там Шекхара поваром. Малолетний сын Пратик, обладатель ангельской внешности и геймерского ника Люцифер, костерит папу за то, что его компьютерные игры скучны, поскольку в них неизбежно побеждает добро. Давно пора бы, мол, замутить стрелялку с не убиваемым в принципе злодеем. Сказано — сделано. Шекхар разрабатывает чересчур даже революционную игру, которая немедленно принимается пожирать своих отцов. Перескочив из онлайна в реальный мир, благодаря шустрому wi-fi, монстр Ра-Ван первым делом убивает программиста-китайца (и ненадолго переселяется в его тело), а затем добирается и до Шекхара. Тот замирает, умирает и воскресает, чтобы защитить сына, в образе положительного супергероя Джи-Вана, после чего действие перемещается в Индию.
На фоне американских блокбастеров «Случайный доступ 3D», самый дорогой проект в истории индийской кино-индустрии (всего-то, впрочем, $ 24 млн.), на эти блокбастеры ориентированный, выглядит покамест скорее казусом, шуткой. Но с той отчетливой долей шутки, над которой имеет смысл призадуматься голливудским продюсерам: прежде чем добраться до России, картина успела отбить бюджет в мировом прокате и снискать теплые отзывы критиков. О внятности сценария, положим, говорить не приходится. Ключевая тема с засовыванием-изъятием оппонентами друг у друга электрических сердец (гаджет из «Железного человека», но мэйд ин Индия) — сколь романтическая, столь и беспомощная. Кроме того, фильм на чистом карем глазу набит простодушными заимствованиями. Помимо «Железного человека», в картине ночует еще и «Матрица» (в виде монголоидного Нео и воздушной эквилибристики). «Трон», но с вывернутой наоборот основной концепцией. Второй «Терминатор»: робот стремительно очеловечивается в компании матери и ребенка. В момент, скажем, максимальной душевной близости с героиней он просит ее вытащить у него из носа светящуюся диодами соплю. Кино вообще отличается фирменным целомудрием (хотя сцену с мужским стриптизом в аэропорту не стоит сбрасывать со счетов), поучительными цитатами из Ганди и пропагандой здорового образа жизни: интереса ради затягиваясь сигаретой, Джи-Ван сыплется синими пикселями.
Но при вторичности и легкой доли занудства, «Случайный доступ» богат питательными спецэффектами, которые руководители студий-меджоров могут совать под нос алчным голливудским ремесленникам, стращая тех индусами, готовыми сделать то же самое, но за копеечку. Отправляя героя бегом по стенкам вагонов взбесившегося поезда, вручая ему женщину в качестве дубинки или круша храм Ганеши, авторы надолго забывают о пространстве и времени. Никакие путы динамики сюжета не в силах повлиять и на фирменные танцы под понятные международной аудитории Stay By Me и Bad, но в индийской стилистике. Почвенническая бескомпромиссность на первых порах, конечно, бесит. Однако на исходе 150 экранных минут абсолютно с собой примиряет и может служить для ориентированных на Запад русских режиссеров образцом тонкого искусства впрягания в одну телегу коня технологий и трепетной лани национальной самоидентификации. Но-о-о-о, пошла, родимая.