Самая мудрая

«Золушка», реж. Надежда Кошеверова (1947)

Классический сюжет Перро в обработке блестящего драматурга Евгения Шварца, лучшего советского сказочника для взрослых («Обыкновенное чудо», «Тень»). Экранизация богата россыпью афоризмов: «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Познай самое себя и намели кофе на семь недель», «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего, я поссорюсь с соседями». Редкий случай, когда компьютерная раскраска пошла черно-белой советской классике на пользу, пусть и стало очевиднее, что исполнительница главной роли Янина Жеймо не юна. Актрисе в этом фильме 37 лет.

Самая страшная

«Золушка», реж. Пон Ман-дэ (2006)

Корейские авторы, отбросив сентиментальную шелуху в виде хрустальных туфелек и мышей-пажей, фиксируются на технической стороне преображения чумазой служанки в писаную красавицу и подходят к делу с восточным киноэкстремизмом. Главный аттракцион хоррора — чудеса пластической хирургии, осуществляемые в надомно-подвальных условиях. Получилось я жутко красиво...

Самая каноническая

«Золушка», реж. Клайд Джероними, Уилфред Джексон, Хэмильтон Ласки (1950)

Один из главных хитов в золотой коллекции «Дисней» на все времена — история сладкая, но не слащавая. Мульфильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля 1951 года («Золотой Медведь» за лучший мюзикл) и Специальный приз Венецианского кинофестиваля 1950 года. Полнометражная версия 2015 года обязана этой «Золушке» в большей степени. Кстати, протитипом мултипликационной героини стала актриса Ингрид Бергман. И можно понять, почему!

Самая скромная

«Золушка», реж. Иван Аксенчук​ (1979)

Обаятельный образец поздней советской анимации, подчеркнуто аскетичный (простодушные визуальные эффекты, 17-минутный метраж) на фоне избыточности голливудской «Золушки», но ничуть не менее любимый детьми и их ностальгирующими родителями. Настроение задают воздушные такты песенки «Хоть поверьте, хоть проверьте» в исполнении Людмилы Сенчиной, ставшей для актрисы визитной карточкой и, конечно, чарующая музыка Петра Ильича Чайковского.

Самая эмансипированная

«История вечной любви», реж. Энди Теннант (1998)

Главная героиня — не покладистое затюканное существо, а энергичная бой-девица (юная Дрю Бэрримор в лучшем виде), которая не ждет от жизни чудес, но уверенно берет их и спасает рохлю-принца в сложных ситуациях. Вместо феи у нее — Леонардо Да Винчи собственной персоной, вместо мистики — новейшие научные достижения. Впрочем, хрустальные туфельки — это святое, и они сидят точно по ноге.