В Клину, на территории музея-заповедника Чайковского, прошёл VII Международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. Кажется, фестиваль стал первым, где применили систему QR кодов – то, что неизбежно ждет вскоре и московские площадки. Мероприятия посетило более четырёх тысяч (очевидно, вакцинированных или переболевших) зрителей, для которых маэстро Башмет и его команда представили несколько программ, прозвучавших под открытым небом, неподалёку от дома, в котором провёл свои последние годы жизни Пётр Ильич Чайковский. Вечер балета, вечер симфонической музыки, камерные и сольные концерты, погружение в мир джаза, оперный гала – по традиции, на фестивалях Башмета каждый мог выбрать концерт на свой вкус. Обладатель заветного QR кода, музыкальный критик Надежда Травина делится впечатлениями.

Высокое искусство под палящим солнцем

В Европе концерты под открытым небом давно уже стали традиционным видом досуга у меломанов: достаточно вспомнить Вальдбюне, где достопочтенные немцы слушают, скажем, Ланг-Ланга и попивают пиво, или же более светские концерты в парке Шенбрунн с вальсами Штрауса, этими вечными «хедлайнерами». У нас опен-эйры классической музыки распространены не так широко и пока ещё мало чем отличаются от обычных концертов (разве что непривычной, «попсовой» подзвучкой оркестра). Два самых крупных фестиваля под открытым небом, как ни странно, проходят сразу в двух подмосковных городах примерно в одно время – в Истре это фестиваль «Лето.Музыка.Музей» под руководством дирижёра Василия Петренко и Московской областной филармонии, в Клину – это Международный фестиваль искусств, проводимый маэстро Юрием Башметом и музеем-заповедником Чайковского. Об этом фестивале кратко и пойдёт речь.

Вообще, проведение опен-эйров, как и расписание рейсов, очень зависит от погоды. Формат «открытого неба» говорит сам за себя: предполагается, что публика будет наслаждаться звучанием музыки на фоне или даже в контексте природы и окружающих звуков, будь то пение птиц в лесу или проезжающие по шоссе машины (привет Кейджу и компании). В этот раз с погодой повезло – хотя, это как посмотреть: нетрудно себе представить состояние артистов, выходивших на сцену в 35-градусную жару. Но для некоторых из них палящее солнце и вовсе не стало проблемой: так, Николай Цискаридзе и Юрий Башмет перед концертом-открытием посадили березу (этот процесс является своего рода традицией фестиваля), Денис Мацуев с удовольствием порассуждал с журналистами о чемпионате мира по футболу, а солисты театра «Геликон-опера» даже успели перед своим выступлением провести перформанс на Ленинградском вокзале. Все дни на площадке рядом с домом Чайковского звучали практически все жанры и стили – от балетной музыки до джаза, а на закрытии актёр Евгений Миронов вновь блистал в образе Гамлета в одноимённом спектакле Марины Брусникиной. Интересно, чтобы сказал Петр Ильич, увидев, как оживился его «прелестный уголок»?

День рождения солнечного «богача»

Один из концертов был посвящён 130-летию Сергея Прокофьева. День рождения, пожалуй, самого позитивного и оптимистичного в глазах широкой публики композитора – солнечного «богача», как его удачно окрестил поэт Константин Бальмонт, отметили музыкально-театральной постановкой. Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева исполнил главный прокофьевский «хит» – марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», не менее популярную сюиту из музыки к балету «Ромео и Джульетта» и, наконец, Второй скрипичный концерт (солист – Павел Милюков). Театральность же внесли монологи актрисы Анны Большовой и телеведущего Юлиана Макарова в образах Лины и Сергея Прокофьевых. Оба артиста зачитывали отрывки из дневников, писем, интервью, которые должны были  по идее представить сложную историю взаимоотношений композитора и его первой супруги, но по сути нам рассказали лишь об их первой встрече, аресте Лины Ивановны и о том, как об этом вспоминал их сын. Юлиан Макаров, приглашённый, очевидно, прежде всего благодаря внешнему сходству с Прокофьевым, изобразил его веселым, жизнерадостным человеком, шутником, почти стендапером. Было опасение, что текст чтецов и звучание прокофьевской музыки не соединятся в единое концептуальное целое, но нет – чередование вербального и музыкального напрямую подчеркивало тему вечера: испанские мотивы и треск кастаньет в финале Второго скрипичного концерта – это, конечно же, восхищение Прокофьева своей женой-испанкой, опера «Любовь к трём апельсинам» также здесь неслучайно оказалась – одну из ее героинь композитор назвал именем своей супруги, а «Ромео и Джульетта» – разумеется, гимн любви всех времён и народов. В целом, посвящение «солнцу русской музыки» Прокофьеву стало одним из ярких событий фестиваля Чайковского, а в исполнении БСО и маэстро Федосеева – как известно, прекрасного интерпретатора сочинений и того, и другого, – приобрело особый смысл. Ждем на следующем фестивале спектакль на тему пересечений в творчестве Прокофьева и Чайковского? 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: