Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, 22 июля в 19:00

Симфонический концерт МАМТа с нестандартной программой Шостаковича прекрасен даже амбициями.


Фото: Феликс Коробов (архив журнала).

Оркестр в Музыкальном театре — странное образование. С одной стороны, определяет профиль и название театра, без него теряют смысл лучшая режиссура и самые распрекрасные голоса. С другой стороны, само его существование словно неочевидно. Сидят в яме люди, света белого не видят, и белый свет отвечает им взаимностью. Вспоминают об оркестре только после антракта, когда приличия требуют похлопать дирижеру. Шанс еще раз увидеть оркестрантов есть только у самых прытких зрителей: если бежать из зала сразу после движения занавеса, у метро вы догоните людей с футлярами наперевес и никогда не поймете, как они очутились здесь раньше вас.

Все приличные оперные дома давно и успешно сопротивляются такому положению дел. Чтобы не оставаться невидимками, оркестры время от времени устраивают симфонические концерты, выходя из ямы на сцену. Эту благую привычку не первый год прививает МАМТу его главный дирижер Феликс Коробов, известный борец за права оркестра в музыкальном театре, и, видимо, его позиция находит у дирекции понимание. Качественный оркестр — вопрос престижа и уровня театра, и для поддержания его профессиональной формы одних спектаклей недостаточно.

Феликс Коробов предложил коллегам программу любимого им Шостаковича. Положим, для кого-то «любимый» — недостаточное основание для ответственного вечера, хотя я бы поспорила. Но здесь и объективный фактор: Шостакович дает возможность в один концерт включить все возможные аспекты представления оркестра. Кроме того, когда в МАМТе только-только начали играть «Чайку» в постановке Джона Ноймайера, в музыке которой был отрывок из Шостаковича, продвинутая публика дружно размечталась о продолжении. Хорошо бы этому оркестру с этим дирижером позволить себе «больше Шостаковича». Сейчас именно это и происходит.

Прежде всего, акцент на крупную форму — музыканты исполнят Симфонию № 10 ми минор, и для суждений об уровне исполнительской культуры этого, в принципе, достаточно. Но Коробов помнит и том, что у ведомого им оркестра есть специфика, и очень точно разнообразит программу. У вокалистов театра не всегда есть возможность одновременно с работой в текущем репертуаре исполнять камерные сочинения, а именно в них, не секрет, оттачивается профессиональное мастерство. Так вот на концерте сначала будут три романса на слова Пушкина для баса и камерного оркестра с солирующим Романом Улыбиным — этот артист с респектабельным голосом наверняка завербует новых поклонников. Затем прозвучит вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», где солистов несколько. Делиться эмоциями собираются лауреаты международных конкурсов сопрано Наталья Мурадымова, меццо Лариса Андреева и недавнее приобретение театра — тенор Нажмиддин Мавлянов. А совсем под занавес прозвучит музыка из балетной сюиты № 5, больше известная благодаря балету «Болт». В свое время она стала красной тряпкой для борцов со свободой мысли, но степень ее талантливости не переоценишь. «ВД» скромно прогнозирует триумф и настоятельно советует читателям стать его соучастниками.