В Доме музыки выступит пианистка Хироми Уехара. Уникум: невероятно молодая для джаз-леди, энергичная и разнообразная. Впервые у нас — с трио, в который входит ветеран Энтони Джексон.
Невысокая и хрупкая девочка в спортивном платье и ярких кроссовках выбегает из-за кулис. Улыбается широченной улыбкой, легкомысленно раскланивается, усаживается за огромный рояль и... тут происходит магия. Ибо это — концерт пианистки Хироми Уехары из Страны восходящего солнца.
Магия, кстати, не только в ее идеальной игре и мозгах, в которых преломилась вся импровизационная и классическая музыка, смешались Кит Джаррет, Телониус Монк и японская традиция. Ей еще очень повезло с Россией. Ну и нам с ней, естественно.
Чего греха таить: в нашей концертной практике в силу объективных причин (логистических, финансовых и так далее) редко бывает «как надо». Мы обычно благодарны за то, что есть. Контакт московской публики с Хироми сложился , как сейчас говорят, «внезапно». Сперва меломаны обратили внимание на альбом Duet, записанный действительно дуэтом: с гуру джазового фортепиано Чиком Кориа. Вышел он не так давно, в 2008 году. А заприметил мэтр пианистку, когда той было всего 17 лет, но за плечами у нее уже было обучение классическому фортепиано и джазовому. И выступления с симфоническим оркестром.
Это был первый пункт. Второй пункт. Вскоре Хироми приехала к нам в составе группы Стенли Кларка, тоже где-то об ту пору. Реакция публики была нереальной: все смотрели больше на молодую японку, чем на мэтра Кларка. Очень хотелось послушать не ее сольные куски, а один такой вот сольный кусок часа два... Но кто ж на такое решится? Не хотелось даже мечтать. Однако очень споро нашелся смелый промоутер, который пригласил Хироми именно что с сольным концертом. Правда, в маленький зальчик Дома музыки, но все же. Зачин этой статьи — впечатления вашего корреспондента от того концерта. Правда, редкостное для современного джаза ощущение полнейшей сенсации. События с большой буквы. Может быть, так чувствовали себя те, кто случайно забрел на концерт Кита Джаррета в начале 70-х?..
Ее пригласили еще раз на следующий год. И, хотя мы, публика, уже были хорошо подготовлены и шли прицельно, эта смешная девчонка (которой, к слову, уже было под тридцать) опять нас пленила. Да, ее сольная программа крутится вокруг понятных опорных пунктов: оригинальная задумчивая пьеса Old Castle, By The River, романтичная In The Middle Of A Forest, отголоски Монка, Сати, японской музыки... Яркий «спортивный» наряд и приплясывание за роялем, плохой английский и старательный русский. Концерт начался вообще лихо: Хироми играла левой рукой на открытых басовых струнах, как на арфе. В пьесе Sakura Sakura рояль – вот просто рояль, безо всяких примочек - зазвучал как японские гусли кото. Да, мне тоже не верится – но так и было. В другой пьесе рояль заставили играть клавесинным звуком – но здесь было такое легкое мошенничество – Хироми что-то подложила под струны. Со времен Джона Кейджа такое не возбраняется. Описывать ее технику – и вообще говорить о какой-то «технике» - просто ни к чему. Она есть, да: разнообразная, виртуозная, со вкусом/чувством меры применяемая и так далее. Широкий диапазон – всего то один рояль, а звук - как будто небольшой биг-бэнд.
Все как будто то же самое, но гораздо лучше. Наверное, сольные концерты Хироми Уехары можно пересматривать по сто раз (слушают же некоторые «Кельнский концерт» Джаррета по тысяче раз за жизнь — и все что-то новое открывают). Но тут нам опять-таки Смелый Отчаянный Промоутер делает подарок: приглашает Хироми с трио.
И это, опять-таки, некая третья или -дцатая сторона бывшего вундеркинда. Дело в том, что Хироми без комплексов участвует в множестве проектов с музыкантами довольно разными. Фьюжн-виртуоза Кларка мы уже упоминали. Также с ней играл авангардный гитарист Дейв Фуджински. А в этом трио участвует басист Энтони Джексон и барабанщик Саймон Филлипс. Англичанин Филлипс — сессионный музыкант, засветившийся лучше всего в рок-группе Toto. А Джексон — совсем любопытный человек, чей визит тянет на отдельную сенсацию. Во-первых, он сам по себе легенда. Переиграл со всеми, включая того же Чика Кориа. Изобрел собственный инструмент — баритон-гитару, утверждая, что «бас-гитара — это не контрабас, это именно гитара!» Еще он затворник, почти не дающий интервью. И плюет на то, что в ряду выдающихся басистов (Пастроиус-Кларк-Миллер) его упоминают последним. Вообще делает только то, что ему самому интересно. И за полвека успешной карьеры не записавший ни одного (!) сольного альбома, при том, что солирующих басистов мало и ценятся они на рынке неплохо. И да, кстати: Джексона с проектом грека Йоргоса Факаноса приглашали пару лет назад, но за две недели до концерта басист поранил руку и на пару месяцев вынужден был прервать выступления. Остается добавить, что придирчивый перфекционист Джексон, помимо прочего, знает толк в гениальных пианистах: одна из последних записей Мишеля Петруччиани — трио с ним и Стивом Гэддом... И да, именно это трио записало два альбома: "Voice" (2011) и "Move" (2012).
Ваш корреспондент — врать не буду — живьем именно трио не видел. Только на youtube. Но коллектив этот видел мой друг в Австралии. Впечатления свои он описал одним словом cool! И речь отнюдь не о стиле.