Почти все лето длится фестиваль «Органные вечера в Кусково».
К середине лета концертная жизнь Москвы традиционно перемещается в старинные усадьбы. По средам и субботам в одном из красивейших уголков столицы проходит фестиваль «Органные вечера в Кусково». У фестиваля есть важное преимущество: в отличие от других парковых ансамблей того времени, усадьба находится не в Подмосковье, а в пяти минутах езды от метро любым общественным транспортом. Закладывая свою летнюю резиденцию, граф Шереметев вряд ли догадывался, как упростит жизнь поклонникам прекрасного на годы вперед.
Но география не единственное преимущество «Органных вечеров». Теоретик музыки и органистка, она же художественный руководитель Елена Привалова-Эпштейн хорошо представляет себе технологии высокого искусства. Уже не первый год она умудряется находить золотое сечение, чтобы фест, с одной стороны, был идеально выдержанным стилистически, а с другой — чтобы радовал самую разную аудиторию, разборчивых и новичков. Потому охват эпох — от ренессанса до музыки ХХI века. Притом большая часть концертных программ родом из барокко, из гения Иоганна Себастьяна Баха и его современников Генделя, Вивальди, Телемана.
В каждой программе соседствуют шедевры и раритеты, исполненные известными органистами Татьяной Андриановой, Анастасией Сидельниковой, Натальей Летюк; и молодыми, уже успевшими выиграть престижные органные конкурсы Марией Лесовиченко, Маргаритой Еськиной, Софьей Иглицкой. Изысканную программу представят сопрано Екатерина Либерова и органистка Татьяна Андрианова (12 июля). За один вечер можно успеть ко двору английской королевы Елизаветы I и на испанскую площадь, послушать мессы позднего Ренессанса в Риме, Венеции, Париже и в лютеранском соборе северной Германии. Концерты для двух клавиров Большого Баха представят 19 июля молодые, но заслуженные клавесинистка Юлия Успенская и органистка Мария Лесовиченко. Два блестящих ансамбля — Зоя Вязовская (флейта) и Софья Иглицкая (орган) плюс Алексей Балашов (гобой) и и Анастасия Сидельникова (орган) порадуют виртуозностью 9 и 16 июля. А для тех, кому ближе легкая версия, рекомендуем 23 июля вечер с шедеврами симфонической музыки в транскрипции для органа и скрипки. От Натальи Летюк и Надежды Будницкой соответственно знаменитые «Времена года» Вивальди, обожаемые публикой фрагменты из опер Верди, Россини, Бизе, демоническая «Пляска смерти» Сен-Санса, страсти Пьяццоллы. Умиротворяющий дуэт сопрано Елены Золотовой и меццо Татьяны Сучковой вместе с органисткой Софьей Иглицкой очарует все тем же Большим Бахом, Мендельсоном-Бартольди, Беллини и Франком.
Конечно, многим потенциальным меломанам не поможет ни профессиональный уровень фестиваля, ни его отменная логистика. На пути к нему много напастей — лень, инертность, неизбежные финалы мундиаля. Но доберитесь, попробуйте. Звуки органа в старинной усадьбе посреди вековых деревьев — это как прыжок в другую реальность.