Ксенофобия – навязчивый страх перед иностранцами – разделила Москву на два лагеря: одни ловят нелегальных эмигрантов, другие, среди которых галереи и музеи, их всячески поддерживают.

Прошлая неделя была отмечена событием из ряда вон выходящим: группа молодчиков разгромила выставку Александра Джикии и избила Марата Гельмана, известного владельца галереи, представившего этот проект. За актом вандализма и жесткого хулиганства углядели националистическую подоплеку: Джикия родился в Тбилиси. Короче, бей грузин. Правда, в 1997 году художник уехал в Америку, а сейчас преподает в Турции. Нужно заметить, в отличие от многих других выставок Галереи Марата Гельмана, эта экспозиция была очень мирная и не провокационная.

Джикия известен своими концептуальными рисунками, выполненными фломастером на кальке, которые в начале 1990-х показывались как невероятные раритеты на квартирных выставках. Пока пишется этот обзор, галерея оправляется от шока. Как только выставка откроется вновь, по нашему мнению, всякий прогрессивный человек должен ее посетить. С той же установкой, с какой, например, творческая интеллигенция отправилась ужинать в грузинские рестораны – выразить сочувствие и поддержку.

Впрочем, ближайшая неделя еще не раз даст повод проявить широту взглядов и дружественный настрой. В этом плане ни в коем случае нельзя пропустить уникальный выставочный проект «Актуальный архив», открывшийся, в старинном особняке Спиридонова в Малом Гнездиковском переулке. Экспозиция показывалась в Венеции на всемирном смотре Биеннале и вызвала там немалый фурор: ведь она открыла современное искусство наших бывших союзных республик, о котором мы и думать забыли, а для западного зрителя это вообще экзотика. Речь идет о художниках Центральной Азии - Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана. Все они вступили на путь современного искусства не так давно - в середине 1990-х, но пошли по нему такими семимильными шагами, что московские галеристы объявили охоту на азиатские таланты и многие из них уже превратились в столичных звезд. Иными словами, сейчас есть уникальная возможность увидеть, как древность и самобытность переплетаются в Азии с новейшими идеями и технологиями. Самое модное на сегодняшний день сочетание.

Еще об одном источнике национального духа, открытого для России, напоминает Третьяковская галерея. Здесь начинает работу выставка «Искусство Армении. ХХ век»: яркие краски полотен Мартироса Сарьяна и его учеников плюс скульптуры Никогосяна и Франгуляна, составившие целую эпоху в советское время. Одновременно в Политехническом музее открывается масштабная экспозиция «Диалог двух культур», посвященная русско-армянским связям. Ее устроители определили всех армян, которые сделали для России очень полезную вещь - возвысили ее культуру и искусство. Иван Айвазовский, Армен Джигарханян, Сергей Параджанов, Арам Хачатурян… Если продолжить перечисление, придется издавать отдельный том со списком фамилий. Самое время напомнить разгоряченным националистам, с чем они останутся, радея за чистоту русской духа.

Дабы окончательно убедиться в важности межнациональных пересечений, настоятельно рекомендуем посетить выставку двух звезд китайского современного искусства – дуэта братьев Гао (Gao Brothers) в Галерее «На Солянке». К художникам, которые всячески подчеркивают свою «китайскость», пришел мировой успех. В перфомансах, фотокомпозициях и видео Гао отразили бурные перемены в экономике Китая и в умах его граждан: когда восточные стереотипы заменяются стереотипами глобалистскими. Не станем открывать всех «фирменных» находок этого тандема. Скажем только, что одна из их акций стала настолько известна, что после ее проведения был даже учрежден Всемирный День Объятий. Так что, обнимемся, друзья.