Если вы до сих пор думаете, что поход в музей – это долгое блуждание по коридорам, увешанным картинами, под монотонные рассказы экскурсовода - очевидно, что в последний раз вы обогащались культурно на школьной экскурсии. Современные музеи – это модно и увлекательно.
Сегодня музеи в их привычном формате (стена, картина, музейная бабушка под ней) практически изживают себя, постепенно превращаясь в мультимедийные центры, арт-клубы, которые объединяют любителей самых разных форм искусства. И если в начале века стихи А. Белого на выставке художников-символистов «Голубая Роза» воспринимались в диковинку, а идеи Майкла Спока, призывавшего в 60-е годы потрогать экспонаты, казались кощунственными, то сейчас подобные практики – в порядке вещей.
Арт-технологии
В действительно, современные музеи – это скорее развлекательные комплексы, чем храмы искусства. Библиотеки, синематеки, театры, книжные магазины, бары и рестораны, а также образовательные центры, лектории, кружки, аниматоры для детей и взрослых – все это вместе и есть мультимедийный центр. Так, оказавшись в Национальной Галерее в Лондоне, вы можете сдать детей в специальную комнату, где им расскажут про картины, научат рисовать, а приглашенные на тот день писатели почитают им вслух свои собственные произведения. Вы можете не беспокоиться о своих чадах вплоть до самого своего возвращения из видео-комнат, кафе и курилки…
Вместо привычного экскурсовода в музеях появился аудио-гид, а вместо обязательных музейных бабушек (или в придачу к ним) - система самостоятельного ориентирования в пространстве. К примеру, в Эрмитаже вместо того, чтобы долго пытать старушек вопросами или наматывать километры по залам, вы можете найти ближайший автомат-навигатор и, набрав в меню интересные вам полотна или их авторов, легко преодолеть путь к ним, минуя нелюбезную вам скульптуру. А в Дарвиновском музее повсюду стоят компьютеры, подключенные к Интернету, и каждый желающий может воспользоваться услугой «гид-путеводитель» и самостоятельно изучить динозавров, птеродактелей и прочих доисторических тварей. Надо сказать, подобные технологии стали так популярны в мире, что профсоюзы британских музейных работников забили тревогу: если техника будет приживаться столь успешно и дальше - профессия смотрителей зала просто исчезнет. Уже сейчас, по свидетельству «Вестника Кембриджского университета», количество музейных смотрителей в Лондоне сократилось на 30%. То ли еще будет!
Довольно часто для наглядности экспозиции используются компьютеры, позволяющие рассмотреть предмет с разных сторон. Так, в Детском музее в Индианаполисе можно виртуально распеленать мумию, лежащую за стеклом.
В современном музейном пространстве рядом, а то и вместо живописных полотен может оказаться инсталляция, требующая немалого технического оснащения. Довольно типичный пример - скандально известная инсталляция под названием «Бог велик» в Лондонской галерее Tate Modern. Джон Лэтам расположил посредине одного из залов большое стекло с приклеенными к нему с обеих сторон страницами священных книг трех религий – Библии, Корана и Талмуда. Арт-объект вызвал ожесточенные споры и нарекания, а после террористического акта 7 июля 2005 года и вовсе был демонтирован, так как, по мнению мусульман, оскорблял их чувства.
Живые картины
Два самых известных музейных проекта (язык не поворачивается назвать эти произведения просто музеями) – Гуггенхайм в Бильбао и MoMа в Нью-Йорке. Знаменитый канадец Фрэнк Тери создал много всего. Но одного лишь Музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания) хватило бы ему для безбедного существования и самого красноречивого в мире портфолио. Музей Гуггенхайма - действительно, самое потрясающее здание музея в мире. Прямые линии переплетаются с изогнутыми, причудливо изображая форму корабля. Снаружи музей покрыт тончайшими титановыми плитами (2 мм), которые на ощупь напоминают шелк. А у входа всех посетителей ожидает огромный пес Пупи, сделанный из растений, цветущих круглый год. Красота, да и только! Новое здание музея современных искусств в Нью-Йорке, построенное практически следом и по примеру вышеупомянутого Музея Гуггенхайма, получилось более спокойным и осторожным. Впрочем, архитекторы преследовали несколько другую цель. Конечно, здание музея современного искусства должно быть, простите за тавтологию, современным (отсюда изогнутые линии, использование стекла в облицовке фасада). Но для нового здания МоМа важна была в первую очередь функциональность внутренних залов. Именно в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМа) не так давно появилась мультимедийная выставка, дополнившая залы с живописью (от Кандинского и до…), скульптурой, фотографией и фильмами (от Братьев Люмьер и до..). Компакт-диски, фотография, мобилография, цифровые картины – все это и есть мультимедиа, то есть искусство, которое нельзя попробовать на зуб. В этом разделе можно оценить цифровую скульптуру, видеоролики и даже послушать «музыку улиц», записанную на фотографии грязного тротуара, расчерченного как нотный стан: пятна и грязь стали нотами. Известен МоМа и своими хеппенингами, подразумевающими участие людей. Один из самых скандальных – «Живые картины», во время которого американская художница Бикрофт пригласила в зал обнаженных женщин и на целый день оставила их мерзнуть без движения на фоне скульптур и живописных полотен.
Еда или искусство?
Музейные рестораны – это вообще отдельная тема. Многие знатоки ходят во дворец Труссарди не ради выставок современного искусства, но ради волшебного карпаччо от шеф-повара музейного ресторана Il Marino Alla Scala Ristorante, а в музей Дизайна в Триеннале - ради тирамису из буфета и дизайнерских стульев с бирочками-именами известных модельеров. Сам факт, что с этого года итальянское правительство утвердило национальный проект о сотрудничестве музеев и общепита под громким названием «Когда еда становится искусством» – говорит сам за себя. Однако не хлебом единым жив человек. И потому довольно часто можно наблюдать и обратную закономерность, когда «едальные» заведения становятся по совместительству музеями. Так, знаменитая «Русская чайная» в Нью-Йорке не так давно превратилась еще и в мультимедийный центр гольфа: теперь там можно не только выпить чая с блинами, но и посмотреть видеофильм об истории этой игры. Забавно, но музеи современного искусства, своего рода альтернатива барам и кафе, - они работают до позднего вечера, и потому туда можно прийти и расслабиться после рабочего дня, пообщаться с друзьями, выпить чашечку кофе или пару кружек пива, послушать выступления писателей-маргиналов и современных поэтов, посмотреть тематическую подборку фильмов, посидеть в библиотеке, ну, или просто посетить курс лекций или практических занятий (изучить фотографию в МоМа в Нью-Йорке или же послушать об авангардистах в Центре им. Помпиду).
Экспонаты на ощупь
Помимо искусства традиционного и оттого уже всеми признанного, существуют и современные артефакты, также требующие собственных «хранилищ». Музей современного искусства, уже в силу своего названия и главное - содержимого, - явление чрезвычайно интересное. Само оформление и архитектура зданий, как правило, подчеркивают специфику коллекций. Так, парижский центр Помпиду, он же Бобур, как его ласково называют парижане, сильно смахивает на огромный нефтеперерабатывающий завод: везде разноцветные трубы, неожиданные конструкции, удивительные детали интерьера. Все дело в том, что по задумке архитекторов все коммуникации были выведены наружу и выкрашены в определенные цвета: кондиционирование - в голубой, водоснабжение - в зеленый, электросети - в желтый, а лифты - в красный. Филиал музея, открытие которого запланировано на 2008 год, тоже обещает быть весьма и весьма оригинальным. По мысли японца Шигера Бана крыша здания будет выполнена в виде гигантского китайского зонтика из стекла, клееного дерева и стальной сетки.
Вообще, центр имени Жоржа Помпиду в Париже – известен не в последнюю очередь благодаря уникальной библиотеке, где представлено самое большое количество книг по современному искусству, ресторану на крыше, замечательному лекторию и международным программам, а главное – нестандартному подходу к выставкам и мероприятиям. К примеру, на известной выставке дадаистов, прошедшей в прошлом году, все экспонаты расположили в определенном порядке: каждая комната была посвящена одному из направлений. В одном зале были двигающиеся геометрические фигуры, в другом – коллажи, в третьем – демонстрировались фильмы, в четвертом - звучали бессвязные речи дадаистов. Неслучайно, что центр по количеству посещений опережает Эйфелеву башню.
Одним словом, музейное искусство давно перестало быть скучным и несовременным. Новые технологии так ли иначе присутствуют на самых консервативных экспозициях, а музеи приобретают статус арт-клубов, объединяющих вокруг себя молодежь. Кроме того, большую популярность приобретают виртуальные музеи и выставки. Так, Русский музей уже имеет свои виртуальные филиалы практически по всей стране. Это так называемые мультимедийные центры, куда жители, скажем, Челябинска или Калининграда могут прийти и при помощи новейших технологий посмотреть все экспонаты Русского музея на огромных мониторах. Вместе с модой упростились и правила поведения в музеях. Первые шаги к этому сделал уже упоминавшийся Майкл Спок, сын Спока-воспитателя всех советских детей, организовавший выставку с говорящим названием «Что внутри». Самые обыкновенные предметы были представлены в разрезе, и все желающие могли рискнуть здоровьем и притронуться к экспонатам. «Картины пахнут и оживают!» – заявили итальянцы, и привезли в Эрмитаж «Лютниста» Караваджо. Казалось бы, что такого? Обычные выставочные гастроли! Однако – нет! На этот раз организаторы попытались оживить все запахи с картины: ароматы ириса, ромашки, жасмина, шиповника, дамасской розы, листьев апельсинового дерева, инжира, сливы и груши... Также во время работы выставки в зале с картиной звучали мадригалы Аркадельта, строки из которых написаны на нотах «Лютниста».
Понять другого человека, можно лишь оказавшись в его шкуре. Этим принципом руководствуются и дирекция Техасского музея искусств. Вот уже много лет подряд в здании открыт Sensorium для слепых посетителей, который, впрочем, посещают и зрячие. Надев повязку, они могут исследовать на ощупь скульптуру или живопись. Говорят, незабываемые ощущения!
Синтез удовольствий
Музеи современного искусства категорически не ограничиваются одним лишь видом искусства, предпочитая их смешение и синтез. Так, Музей современного искусства Киазма, что в переводе означает «пересечение», оправдывает свое название. Это самый молодой и, согласно статистике, самый посещаемый музей Финляндии. Музей Киазма, созданный американцем Стивеном Холлом, и вовсе является самодостаточным произведением, напоминающим скорее скульптуру, чем архитектуру. Здание сделано в виде гигантской абстрактной фигуры, напоминающей в зависимости от состояния и фантазии посетителей то облако, то женщину, то мифическое существо, а то и все это вместе взятое.
Помимо интересных экспонатов (дизайнерских предметов интерьера, живописи, скульптуры), музей отличает наличие собственного театра с аналогичным названием, обеспечивающим музыкальное и драматическое сопровождение выставкам. Так, недавно прошедшая экспозиция современных финский художников сопровождалась пением и танцами, напоминавшими мюзикл на фоне декораций.
Сейчас на выставках можно все: есть, пить, выпивать, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. В общем, все зависит от фантазии организаторов, да и посетителей тоже... К примеру, в центре науки и техники «Новый Метрополис» в Амстердаме двое специально оплаченных «ученых» вовлекают гостей в спор о природе света. А в самом консервативном в мире месте – Музее ремесел в Париже - помимо обычных экспонатов есть стенды с примерами простейших опытов или необычных свойств материалов. Их можно потрогать, а при нажатии соответствующей кнопочки, привести в действие, а вернее - на примере рассмотреть их качества (к слову, сверхпрозрачность светодиода). В Галерее Уффици, что во Флоренции, на постоянной экспозиции, посвященной творчеству Леонардо да Винчи, можно не только увидеть, но и привести в действие макеты, сделанные по эскизам и задумкам великого итальянца: миниатюрный летательный аппарат (а-ля вертолет), громоздкую машину (старший брат нынешнего танка), подводную конструкцию (прообраз акваланга). А счастливые посетители студии мультипликации Лос-Анджелесского детского музея при помощи полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа могут создавать собственные мультики.
Стремление к модернизации очевидно и во внешнем облике музеев. К примеру, в желании осовремениться Лувр обзавелся своей теперь уже знаменитой пирамидой, сделанной из стекла и служащей входом в музей, через которую ежегодно проходят 6 миллионов любителей старины. Думал ли американский китаец Йох Минг Пи, что его творение, символизирующее связь времен, станет такой же достопримечательностью музея, как Джоконда, и главным ориентиром книги Дэна Брауна «Код Да Винчи»? Кстати, правительство Франции уже подписало контракт с Йох Минг Пи на дальнейшие эксперименты с Лувром и близлежащими территориями. Так что, поживем-увидим!