Художники, которые когда-то были авангардистами, нон-конформистами или просто сумасшедшими визионерами, сегодня становятся классиками. Таковы уж законы арт-рынка: со временем все приобретает музейную ценность.
По меньшей мере, два имени из когорты несколько забытых живописцев, начинавших в авангардные 1920-е годы, будут громко звучать в ближайшую неделю. Пушкинский музей представляет выставку во всех смыслах примечательного художника Сергея Калмыкова «Моя планета». Человек он был крайне эксцентричный: верил в существование инопланетян и для более легкого установления контакта носил яркую одежду с бубенчиками, писал письма на Марс, вел диалоги с Леонардо да Винчи и, как в таких случаях бывает, закончил свои дни в 1967 году в сумасшедшем доме. Калмыков впитал авангардные направления Петербурга 1910-х, когда он учился в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина (впоследствии он утверждал, что именно его в виде голого юноши Водкин изобразил на знаменитом полотне «Купание красного коня»). Его необычную живопись и графику с удивительными сюжетами и персонажами (теми же инопланетянами), где сочетаются спонтанность и расчет, называют научно-художественной фантастикой. Большая часть наследия Сергея Калмыкова хранится в Казахском музее (он работал в Алма-атинском театре декоратором) и потому станет настоящим открытием для столичной публики.
Судьба другого авангардиста позднего призыва Павла Челышева складывалась совершенно противоположно калмыковской. Потомственный дворянин начинал в киевской авангардной мастерской Александры Экстер, был признан на Западе, куда бежал вместе с белогвардейцами, и мирно скончался под мягким солнцем Италии. Его работы собрала одна из самых основательных галерей - «Наши Художники», которая находится в очень респектабельном месте - на богатом Рублевском шоссе (деревня Борки). Впрочем, и Челышев не был лишен мистического настроя - от абстракции и модернизма в духе Пикассо он шел, по определению критика, к «чертежам души, сотканным из света» и к сюрреалистическим картинам с фантастической архитектурой.
Целая серия выставок нон-конформистов - художников 1960-70-х годов, которые в отличие от своих коллег соцреалистов не принимали в расчет партийную конъюнктуру - открылись в столичных музеях и галереях, подтвердив простую истину: постепенно то, что казалось не предназначенным для арт-рынка обрело свою ценность. В этом ряду стоит особо отметить экспозицию «Круги» в Музее современного искусства. Здесь представлена коллекция кардиохирурга Михаила Алшибая, который за 20 лет собрал лучшие произведения неофициального искусства времен застоя. Работы представителей всех направлений и группировок, взрывавших скучную гладь реалистического лагеря, и сегодня смотрятся крайне актуально. Мастеров того времени представляют и две другие авторитетные галереи. Проект Андрея Гросицского «Застрявшие» подготовлен для галереи «Файн Арт» - советские натюрморты с элементами ностальгии. Круглые пейзажи Сергея Шаблавина показывает «Айдан-галерея»: Шаблавин с 1970-х годов изучает формы и виды картинного пространства и за это время успел понять, что углы давно пора отменить.