В Москве есть 17 произведений искусства, которые должен увидеть каждый. Ведь именно эти картины, вещи и строения сделали наш город одной из мировых культурных столиц.

1. Станция метро «Маяковская» с фресками Дейнеки и новым выходом
Главное, когда будете рассматривать лучшие мозаики Метрополитена (если не мира), не окажитесь на пути пассажирского потока – снесут и не посмотрят на любителя искусств. Дизайн этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Мозаичные панно выполнены по эскизам Александра Дейнеки, одного из самых талантливых, но так до конца и не оцененных художников. В 35 овальных куполах показаны одни сутки Страны Советов - от восхода до заката (с парашютистами, строителями, гимнастами моряками, спортсменами и далее по списку).

2. «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина. 1885 год. Третьяковская галерея.
Несомненный хит русского искусства. В народе - «Иван Грозный убивает своего сына». Убил он его, змеюка, в припадке бешенства посохом. На зрительскую психику вещь действует круче луврской «Джоконды», на которую постоянно кто-то покушается: в 1913 году иконописец Абрам Балашов также в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал «Ивана» ножом. Сегодня каждый иностранец торопится взглянуть на страшное лицо Ivan the Terrible.

3. Дом Мельникова
Один из самых ярких и смелых архитекторов Москвы, основатель конструктивизма, Константин Мельников построил для себя жилой дом в Кривоарбатском переулке в 1927-1929 годах. Сам факт строительства частного дома в столь престижном районе, да еще и по невероятно смелому авангардному проекту  - событие экстраординарное для советской столицы. Необычное сооружение, состоящее из двух цилиндров, один из которых прорезан шестиугольными окнами, признано классикой архитектуры XX века. Скоро здесь возникнет музей Мельникова.

4. «Девочка на шаре» Пабло Пикассо. 1905 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Если учесть аукционные цены на Пикассо, эта картина, продай ее где-нибудь на Сотбисе, может прокормить небольшой российский город. Одной этой «Девочки» хватило бы, чтобы составить славу любому музею и привлечь толпы туристов. Полотно раннего Пикассо (так называемый «голубой период») - символ модернизма ХХ века.

5. Пасхальные яйца Фаберже. Начало ХХ века. Оружейная палата (Музеи Кремля).
Яйцо с моделью крейсера («Память Азова») или с моделью Кремля. Манерные императорские презенты стали едва ли не главным символом национальной идеи сто лет спустя, когда настойчивые напоминания Кремля о социальных обязательствах большого бизнеса начали приносить свои плоды - точнее нести яйца. Как только семейство Форбс выставило на продажу крупнейшую частную коллекцию изделий Карла Фаберже - 9 знаменитых пасхальных яиц, владелец «Суал» и «ТНК» Виктор Вексельберг купил ее «на корню» (то есть еще до аукциона «Сотбис»). Чтобы попасть в «Оружейку» надо записываться как минимум за месяц.

6. Парк Кусково
Создатель первого русского частного театра, граф Шереметьев был большой затейник. Свою подмосковную дачу, куда его семейство приезжало на летний отдых, он превратил в увеселительный парк с блистательным дворцом, оранжереей, изысканными павильона и гротами (особенно интересен грот, стены и потолок которого полностью украшены морскими раковинами). Все обустроено на самый модный для XVIII века французский манер. Еще до революции Кусково превратилось в любимое место гуляний москвичей, неравнодушных к красоте и аристократическим развлечениям.

7. «Черный квадрат» Казимира Малевича. 1915 год. Филиал Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Главный символ России как творческой державы и источника концептуальных идей. По всем опросам и рейтингам - самое популярное произведение ХХ века. Казимир Северинович сильно бы удивился, узнай, что около его «Квадрата» проводят часовые лекции о свободе творческого мышления, а гости из стран капиталистического Запада вздыхают в умилении: «Умеют же живописать русские!»

8. Глобус Блау. 1650 год. Исторический музей.
Уникальный памятник европейской картографии изготовлен в Амстердаме знаменитой фирмой Виллема Блау. Фирма заломила за него такую цену, что наследник шведского трона, король Карл XII отказался его выкупать. Зато русский царь Петр I во время своего путешествия в Амстердам не пожадничал и выторговал вещицу себе. Самое милое дело - найти на этом глобусе Россию и свой город.

9. «Троица» Андрея Рублева. Начало XV века. Третьяковская галерея.
Национальная святыня, самая изысканная и знаменитая русская икона. Ромен Ролан простаивал около нее часами. Андрей Тарковский прославил в фильме «Андрей Рублев». Чтобы «Троица» покинула Москву (даже для временной выставки), в Сибири должна кончиться нефть. Даже Патриархия не смогла уговорить Третьяковку вернуть икону на родину - в Троице-Сергиеву Лавру.

10. Дом Рябушинского (музей Горького).
Во всех смыслах самый роскошный особняк начала ХХ века. Для наследника миллионной империи промышленников Рябушинских его построил лучший мастер московского модерна Федор Шехтель. В 1900 году он превратил весь дом на Малой Никитской в сладостное сновидение: каскад мраморных волн лестницы, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение, ручки дверей в форме морского конька... В этом царстве красоты и гармонии в советское время поселился Максим Горький. Теперь здесь его музей.

11. Египетский сервиз. Начало XIX века. Музей-усадьба Кусково.
Столовый набор, который занимает целый зал и на котором изображены почти все египетские древности, - дар Наполеона русскому императору Александру I. Так получилось, что следующим этапом развития отношений с Францией стала война 1812 года, а потому пышные застолья пришлось отложить до лучших времен.

12. Рукопись «Войны и мира» графа Льва Толстого. 1867 год. Музей Л.Н. Толстого.
На одном из разворотов - подробный план Бородинского сражения, начертанный толстовской рукой. Почему его не воспроизводят в собраниях сочинений? Убористый текст великого писателя земли русской перебивается многочисленными пометками, зачеркиваниями и исправлениями. Несчастная супруга Софья Андреевна все это переписывала начисто. Кухня гения как она есть.

13. «Пир Клеопатры» Джованни Тьеполо. Середина XVIII века. Музей-усадьба Архангельское.
Чтобы продемонстрировать римскому императору свое богатство коварная египетская царица во время обеда растворила в уксусе самую крупную жемчужину в мире. Знаменитый венецианский художник Тьеполо (лучший живописец эпохи Просвещения) выбрал этот сюжет для одного из самых своих эффектных полотен. Граф Юсупов (друг Пушкина) приобрел полотно в 1800; с той поры нет нужды ехать в Италию - что мы их Тьеполо не видали? Еще как видали.

14. Квартира Булгакова
«Нехорошая квартира» в доме № 10 по Садовой улице - место, где жил писатель Михаил Булгаков и где, согласно его знаменитому роману «Мастер и Маргарита», разместилась вся дьявольская компания во главе с Воландом. Квартира до сих пор принадлежит частным владельцам, так что о посещении стоит договариваться заранее. Зато в том же доме открылось подобие Булгаковского центра с приятнейшим кафе и интересными историческими экспонатами.

15. «Искушение святого Антония» Иеронима Босха. XVI век. Музей Алексея Толстого.
Невероятно, но факт - в Москве как будто имеется картина Босха («как будто», потому что есть подозрение, что это один из босховских учеников). Так или иначе, арт-гурманам и любителям фантасмагорий давно пора проторить дорожку к Алексею Толстому, который в свое время невесть откуда достал старинный раритет.

16. Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ
Этот самый узнаваемый и самый шикарный фонтан столицы создан в 1954 году целым штатом архитекторов и скульпторов должен был иллюстрировать единство всех 15 республик. 800 насадок для выбрасывания воды, максимальная высота струй 24 метра, для подсветки используется 525 ламп и прожекторов. Монументальный, как идея торжества социализма, и понятный, как лозунг, он стал одним из символов минувшей эпохи с ее показным блеском и неумолимым требованием всегда оставаться «членом коллектива».

17. Лужков с метлой во дворе Музея современного искусства
Из бесчисленных произведений Зураба Церетели это самое остроумное: Юрий Лужков в образе дворника выметает из Москвы всякую нечисть - шприцы наркоманов, бутылки из-под водки, фашистскую свастику (благо, когда создавалась эта группа, под метлу еще не попали грузинские рестораны). Статуя стоит во дворе музея, основанного Церетели, куда можно зайти, ничего не пугаясь, - там скульптур ЗК нет.