Самые громкие события конца января – сборные выставки, которые погружают зрителей в бурный мир современного искусства, смелых идей и новых технологий.
Если вы полагаете, что главный человек на арт-сцене – художник, то сильно ошибаетесь. Как и в шоу-бизнесе, здесь на первый план вышел менеджер – продюсер, или, как говорят в музейно-галерейной среде, куратор. Это не обязательно функционер, подсчитывающий деньги. Речь идет о человеке, который придумывает выставки, разрабатывает их концептуально, а потом приглашает художников с готовыми произведениями (либо вдохновляет их на создание новых). Именно такого рода кураторы станут едва ли не главными персонажами предстоящей недели.
Первым в этом ряду стоит, конечно, Олег Кулик, устраивающий в новом арт-центре «Винзавод» огромную экспозицию «Верю». Куликовский проект станет первым в ряду мощных выставок, приуроченных к Биеннале современного искусства. На бескрайних просторах исторических подвалов XIX столетия Кулик разместил инсталляции и объекты более 60 лучших художников столицы. Все они, по мнению куратора, завязаны на одной теме – поиске жизненного пути, положительных ценностей. Для актуального искусства, привыкшего эпатировать, направленность необычная. Но Кулику прощают – художник, за спиной которого самые радикальные акции и участие во всех престижных смотрах, может себе позволить поразмышлять о духовном. В конце концов, компания на 3000 квадратных метрах подобралась очень креативная. Знаменитый дуэт Владимир Дубосарский и Александр Виноградов вместе с Александром Гарматюком создают живописную метафору рождественской ночи. Александр Пономарев со свойственной ему изобретательностью представляет ни много ни мало «генератор нимбов». «Гламурная арт-леди» Айдан Салахова выступает с исповедальным проектом об одном прожитом ею дне. Концептуалист Дмитрий Пригов сооружает огромный утопический экскаватор. Светодизайнер Виктор Фрейденберг готовит возвышенную инсталляцию «Начало Света», группа «ПГ» поражает своим «Горящим цветком», предсказывающим будущее, а скульптор Сергей Шеховцов расставляет по залам фигуры бездомных собак, выполненные из поролона, в его фирменной манере. Плюс еще четыре десятка имен, уже вписанных в историю искусства конца ХХ века. Кстати, отправляясь на «Винзавод» оденьтесь потеплее – под высоченными сводами подвалов довольно холодно, а смотреть придется долго.
Своеобразным продолжением куликовского проекта, собравшего лучшие арт-силы современности, окажется экспозиция в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Обрусевший итальянец Антонио Джеуза организует здесь показ «Истории российского видеоарта». Антонио написал диссертацию о нашем видеоискусстве и теперь служит бессменным куратором лучших произведений в этом жанре. Плоды столь молодого вида творчества – первые художественные видеоопыты относятся к середине 1980-х – впечатляют: лучшие фильмы группы АЕС, Гии Ригвавы, Сергея Шутова, группы «Синие Носы» уже вошли в мировой фонд видеоарта.
Последним пунктом путешествия по «продвинутым» точкам должно стать посещение Галереи Гари Татинцяна и только-только открывшейся там выставки «Создай свой музей». Если бы не столь заковыристое название, пространство галереи можно было бы принять за какой-нибудь таможенный склад, где совершенно случайно вместе оказались иконы, произведения авангарда начала ХХ века и работы самых скандальных английских художников конца прошлого столетия (например, братьев Чапмэн). Оказывается, по мысли все тех же кураторов, именно так должна выглядеть сегодня коллекция серьезного мецената – в ней смешиваются стили и направления. Единственный критерий – актуальность. А что может быть актуальней икон и английских радикалов, уходящих на аукционах за миллионы долларов?