Предстоящая неделя станет переправой от уже открытых арт-блокбастеров к новым громким выставкам. За это время стоит наверстать упущенное, накопить впечатлений и приготовится к череде будущих вернисажей.

Еще февраль на дворе, а все только и говорят о предстоящей 2 Биеннале современного искусства. Этот смотр самых актуальных арт-достижений откроется в Москве 1 марта. Однако некоторые горячие головы не смогли удержаться и выстрелили громкими проектами раньше времени.

"Верю"Вот уже месяц столицу будоражит выставка «Верю», подготовленная скандалистом и провокатором Олегом Куликом в еще не обжитом арт-центре «Винзавод». Кулик собрал команду более чем из 50 первоклассных художников, которые превратили бывшие винные склады в настоящий парк визуальных чудес. Здесь и немыслимые инсталляции, и интерактивные лабиринты, и поэтические видеопроекции. Имеется даже телефонная будка, где можно исповедаться виртуальному священнику, с бочкой, куда с радостным бульканьем падает винная струя (эдакий символ причастия). Короче говоря, авангардные мастера обратились к вечной теме духовности и, как водится, устроили карнавал, впрочем, совершенно безгрешный и эстетский. Телефон нашей редакции уже разрывается от звонков желающих узнать, где же этот самый завод, начиненный современным искусством. Отвечаем: находится он в окрестностях Курского вокзала, района далеко не самого гламурного, но в будущем обещающего стать московским Сохо (артистической меккой). Чтобы изучить дорогу как следует, загляните на сайт winzavod.ru – там есть карта местности.

«История российского видеоарта. Том 1»Еще один «проект с опережением» - выставка в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке с академическим названием «История российского видеоарта. Том 1». Здесь представлены эксперименты художников с камерой. Перфомансы и кинозарисовки, монологи и ожившие картины. Каждое произведение длится всего несколько минут, но эмоций и идей в них хватит на десяток проходных кинолент. Все, кому выражение видеоарт до сих пор ни о чем не говорит, готовьтесь к выходу в музей.

Отдельно от своих коллег решил выступить Андрей Бартенев. Главный шоумен нашей арт-сцены, человек, которого с радостью бы приняли и на «Винзаводе» и в разделе видеоарта. Он окунулся в славные 1980-90-е годы, когда только стали появляться в Москве глянцевые издания. Бартенев собрал яркую коллекцию журнальных обложек «продвинутой культуры» тех лет. В новой галерее Зураб на Тверском бульваре (есть очень слабая надежда, что эта галерея не принадлежит Церетели, но надежда очень слабая) работает экспозиция, которая при правильном рассмотрении может возвратить вас в славные годы зарождения «Птюча», рейва, психоделики и прочих сладких вещей нашего постсоветского детства.

"Пьер и Жиль"Но, как уже говорилось, это лишь цветочки. Ягодки поспеют буквально через неделю. Так, например, сегодня Московский дом фотографии показывает в Манеже прекрасную архивную выставку, посвященную Арктике (как ее осваивали наши люди), и одновременно готовится взорвать Москву еще более прекрасной экспозицией двух фото-звезд, французского тандема «Пьер и Жиль», мастеров кичевого снимка. А галерея Стелла Арт, которая теперь стала фондом, привозит к нам коллекцию венского Музея Фрейда (сплошь классики ХХ века).

Впрочем, пора вернуться к реальности. В 20-х числах февраля начнется обвал выставок под грифом must be seen (надо видеть), но пока время еще есть, советуем посетить два занимательных вернисажа. Во-первых, фестиваль «Артография» в Новом Манеже. Художница Галина Быстрицкая создала картины-путешествия – результат собственных впечатлений от поездок по миру. Затем пригласила писателей и музыкантов для устройства интерактивного действа. Братание разных видов искусства на почве географии будет бурным (каждый день посвящается "МАРСово Поле"отдельному направлению – от Азии до среднерусской полосы). Во-вторых, Центр современного искусства М’Арс устраивает домашний фестиваль типа «Алло, мы ищем таланты». Называется этот смотр «МАРСово Поле» и на него приглашаются молодые художники (по большей части из регионов), которые делают первые шаги на современной арт-сцене. Им помогают осваивать новые технологии, заботливо направляют на путь инсталляций и концепций. В ответ кураторы получают порцию «свежего материала», из которого когда-нибудь обязательно выйдут светила вроде Кулика, Бартенева и Виноградова с Дубосарским вместе взятыми.