Москва еще раз подтверждает свою репутацию города изобилия. Еще вчера все только и говорили о недостатке сильных впечатлений от современного искусства, а уже на предстоящей неделе открывается столько актуальных экспозиций, что мало не покажется.
Ни для кого не секрет, что в России нет полноценного музея современного искусства. В Лондоне имеется Тейт-Модерн, в Нью-Йорке – МОМА, в Париже – Центр Помпиду и далее по списку. А вот в Москве ничего подобного не найти. И так произошло по двум причинам. Во-первых, в советское время у нас вообще не собирались модернистские коллекции (разве что Пикассо). Во-вторых, до сегодняшнего дня у нас и классика перебивалась с хлеба на воду, что уж говорить об интерактивных искусствах.
С недавнего времени эту ситуацию пытаются изменить сразу несколько учреждений, фондов и коллекционеров. Возникла даже конкуренция – кто быстрее соперника откроет свой музей или нечто на него похожее.
Первым Зураб Церетели основал Московский музей современного искусства, который теперь отдал на откуп своему внуку Василию. В нескольких церетелиевских особняках ныне устраиваются вполне достойные выставки. Так, на Петровке показывают американскую коллекцию фотографий мецената Генри Буля, собравшего лучшие образцы фотоискусства ХХ столетия. Правда, все они посвящены одному сюжету - изображению рук (тема, как выяснилось, безграничная и увлекательная). В филиале же ММСИ в Ермолаевском переулке работает огромная экспозиция, знакомящая посетителей с историей российского видеоарта. Если вам слово «видеоарт» все еще ни о чем не говорит, сходите на выставку обязательно. Наконец, буквально на днях на Тверском бульваре открылась галерея «Зураб». В ней устроил праздник в стиле 1990-х художник-шоумен Андрей Бартенев. Он собрал журнальные обложки времен Перестройки – таких шедевров дизайна и полиграфии вы явно никогда не видели и, увы, вряд ли увидите в начале прагматичного ХХI столетия.
Следующий в очереди на звание музейного центра – Центр современного искусства на Зоологической улице. Он стремится быть лабораторией продвинутых идей, проводя экспериментальные выставки, кинопоказы и семинары. Вот и сейчас здесь работает примечательная экспозиция «Победа над солнцем». Международная команда художников показывает, как близко соприкасается искусство и наука.
Настал момент перейти к главным событиям недели. В рядах музейных игроков прибыло. В монументальном здании на Лубянке, где, по народной легенде, располагались сплошь апартаменты КГБ, открывается экспозиция Фонда Екатерины (Кузнецкий Мост, 21/5). Предпринимательская чета Владимир и Екатерины Семенихины, известные громкими выставками (так, именно они инициировали проведение в Третьяковке проекта «Бубновый Валет»), решили показать свое собрание актуальных произведений. Здесь будет представлена история русского искусства от авангарда до последних лет. Объединяющий сюжет – «Движение, эволюция»: по мнению кураторов, художники ХХ столетия были одержимы идеей динамики. Это и абстрактные, словно бы смещенные, фигуры, и сталинские парады, и поиски нон-конформистов, и живописные блокбастеры Виноградова и Дубосарского, и - самый эффектный экспонат – восковая теннисистка Олега Кулика (Анна Курникова после таксидермической операции).
Другой фонд – Stella Art – также надеется перекроить музейную карту Москвы. Все начиналось с того, что галерея Стелы Кей привозила из-за рубежа произведения Энди Уорхола и знатного эмигранта Ильи Кабакова и поддерживала отечественных концептуалистов. Теперь это - некоммерческая организация, которая обладает достаточной силой, чтобы выписать в Россию целый венский Музей Фрейда. Точнее, его коллекцию современного искусства.
Остается напомнить еще об одних шумных гастролях недели – приезде в Манеж роскошной выставки французских фотографов Пьера и Жиля, который устраивает Московский дом фотографии. Манежная выставка – это богатый вклад в программу Московской Биеннале, которая официально начинается через неделю. Вот тогда мы и впрямь захлебнемся современностью.