Самое модное турнаправление сегодня — к искусству. Но не к древним памятникам и музеям. Гурманы едут туда, где кипит современность — на арт-смотры, биеннале и артистические фестивали, вспыхивающие в самых неожиданных местах. Именно там, а не на Канарахили Ибице, собирается яркая тусовка художников. А с ней, как известно, не соскучишься.
Может показаться, что арт-туризм существовал всегда. Издревле памятники, музеи плюс разного рода достопримечательности считались поводом для вояжей. Но в том варианте, в котором арт-туризм известен сегодня — это явление конца ХХ века.
В чем его отличие от заурядной экскурсии? Во-первых, едут ради одного яркого события. Точно так же, как фанаты колесят по концертам рок-звезд или футбольным матчам. Например, в 2006 году Париж пережил нашествие паломников, когда стало известно об открытии новейшего музея, посвященного культурам народов Африки, Океании и Азии (Музей на набережной Бранли). Возведен он звездой мировой архитектуры Жаном Нувелем под боком у Эйфелевой башни.
Второе и, возможно, самое главное отличие: в центре внимание — современность. И здесь уже напрашивается сравнение с показом мод: либо ты смотришь коллекции во всем их блеске в Милане, либо довольствуешься картинками в журналах. Третьего не дано. Правда, такая дилемма возникла совсем недавно. И первой ласточкой оказалось открытие Музея Гуггенхайма в Бильбао. Прибрежный городок басков в Испании до 1997 года был известен разве что церковкой XV века. Теперь это всеевропейская Мекка, увеличившая свои ежегодные доходы на 250 миллионов евро. И все за счет экстравагантного здания музея, созданного гением Фрэнком Гери, и громких выставок модернистов (от Пикассо до наших дней). Теперь лавры Бильбао готовятся отнять арабский Абу-Даби, где архитекторы возводят музеи-небоскребы, и (барабанная дробь) город Пермь, объявивший всемирный конкурс на создание там оригинального Музея современного искусства. Однако первыми в списке арт-туристов стоят не музеи. Они никуда не денутся. Куда интересней ухватить нерв актуального искусства на ярмарках и биеннале.
Биеннале (смотры, как правило, происходящие раз в два года) — тоже отнюдь не новое поветрие. Старейшей Венецианской биеннале уже более 100 лет. Но именно сегодня «биеннальное движение» как пожар охватило весь мир от Америки до Китая. Каждая столица пытается устроить некий арт-фестиваль, назвав его биеннале, куда зазывает галерейных звезд. Поездка на такие форумы в Праге, Стамбуле или даже в Москве (а у нас прошла уже вторая по счету Биеннале) совершенно беспроигрышна — не понравится современное искусство, всегда есть возможность переключиться на осмотр местных достопримечательностей.
«Гранд-Тур»
Венецианская биеннале, международная выставка «Документа» в Касселе, Фестиваль скульптуры в Мюнстере
Когда: Венецианская Биеннале — до 21 ноября, «Документа» — до 23 сентября, Фестиваль скульптуры — до 3 сентября.
Что смотрим: Сразу три важнейших мировых смотра проходят почти одновременно. Венецианская биеннале, о которой этим летом не слышал только ленивый, олимпийские арт-игры, карнавал стран со своими достижениями (один из самых ярких павильонов — у Украины). Россия представлена очень впечатляюще — высокотехнологичная экспозиция в садах Джардини на окраине Венеции.
«Документа» — самая впечатляющая выставка актуальных художников и идей, проходящая в Касселе раз в пять лет. В этом году ее курирует немецкий интеллектуал Рогир Бюргель, который считает, что никакого «современного искусства» не существует — есть искусство, готовое соперничать с классикой. Экспозиции более 100 художников, раскинувшиеся по всему городу, — тому доказательство. Если постараться, то еще можно успеть «зацепить» один из самых необычных фестивалей лета: в небольшом немецком Мюнстере расставлены сотня концептуальных скульптур.
Интрига: Нынешнем летом Гранд-Тур (именно таково официальное название путешествия из Венеции в Мюнстер) — самое горячее направление.
Действующие лица: Весь топ-лист современных художников (от Дамьена Херста до Ильи Кабакова).
Информация: www.grandtour2007.com
Tres Bienn
Три молодые, но очень амбициозные Биеннале — Стамбульская, Афинская и Лионская
Когда:
Стамбул (Турция): 8 сентября — 4 ноября.
Афины (Греция): 10 сентября — 18 ноября.
Лион (Франция): 19 сентября — 6 января.
Что смотрим: Невероятные изощрения кураторов, желающих вывести эти биеннале-новички в фавориты. Здесь больше инсталляций, чем привычных картин, больше манифестов и креатива. Впрочем, Стамбульский форум уже давно заслужил всемирное признание своими экзотическими экспозициями. Так, на предыдущей Биеннале провокационные выставки располагались в древнейших церквях. В этом году делом руководит китаец Хоу Ханру, который решил задействовать уже не старину, а самую новую и промышленную архитектуру. Тема смотра – «Дом мечтаний». Выставки будут напоминать урбанистические фантазии и апокалиптические пейзажи из голливудских блокбастеров о будущем.
Об Афинской и Лионской биеннале ничего определенного сказать пока невозможно. Обе готовят немало сюрпризов. Афинская вообще проходит впервые. Так, тема греческого смотра звучит угрожающе – «Разрушить Афины». В Лионе (проходит с 1991 года) будет вообще твориться нечто невероятное – сразу 60 кураторов будут делать разные выставки на тему «истории и современности». Знаменитый критик Ханс-Ульрих Обрист обещает после вернисажей придумать новое название эпохе 2000-х. Разве это можно пропустить?
Интрига: Главная интрига всех смотров, проходящих в городах, ранее не отмеченных как арт-столицы, – чем же они удивят искушенную публику?
Действующие лица: Главным образом молодые художники. Стамбул объявил об особом варианте «восточного модернизма» и пригласил мастеров из Азии.
Информация:
Стамбул — www.iksv.org
Афины — www.athensbiennial.org
Лион — www.biennale-de-lyon.org
«Лондонский трип»
(«Арт-Лондон», Zoo, Frieze)
Когда:
Ярмарка «Арт-Лондон»: 6-10 октября
Ярмарка «Zoo»: 11-14 октября
Ярмарка «Frieze»: 11-14 октября
Что смотрим: Самое радикальное и одновременно самое респектабельное искусство англоязычного мира. В Лондон для обозрения галерейных светил можно ехать в любое время, но именно первая половина октября предполагает бурные вернисажи.
Арт-Лондон – ярмарка-выставка в галерейном районе Челси собирает более 60 участников, главных игроков лондонского арт-рынка. Zoo — смотр молодого искусства, который в этом году проходит в королевской Академии художеств прямо в центре города. Наконец, ярмарка Frieze, разворачивающаяся в Регент-парке, зарекомендовала себя как площадка экспериментальных и радикальных опытов, именно за ней закреплено звание «модной».
Интрига: Англичане никак не хотят расставаться с репутацией законодателей современного искусства. Хотя новички наступают на пятки.
Действующие лица: Молодых и амбициозные европейские художники, модели, звезды шоу-бизнеса, тусовщики.
Информация:
http://www.zooartfair.com
http://www.friezeartfair.com
http://www.artlondon.net
Странные танцы (Performa)
Когда: фестиваль «Performa», Нью-Йорк. 3-21 ноября
Что смотрим: Возможно, единственный в мире фестиваль, где представлены новаторские премьеры перфомансов, акций и сложных мультимедийных инсталляций.
Интрига: Это как раз то, чем вас пугали академики — безумное современное искусство, от которого волосы встают дыбом.
Действующие лица: Performa — это фонд и некоммерческий союз, членом которого может стать любой желающий. Так что, если у вас имеется идея перфоманса — милости просим. Правда, отбор жесткий — ведь на участие претендуют даже ведущие театральные труппы.
Информация: http://performa-arts.org
Советы арт-туристам:
1. Лучшее время для посещения биеннале и ярмарок — за день или два до официального открытия. В это время проходят VIP-презентации, приемы, приезжают звезды и коллекционеры. На некоторых форумах (например, на Стамбульском) билеты на VIP-дни можно официально купить у организаторов.
2. Бронировать гостиницу нужно заранее. Есть смысл воспользоваться рекомендациями на сайте биеннале или ярмарки — они советуют те отели, что располагаются вблизи выставочных залов.
3. На биеннале или ярмарку стоит приезжать не один раз (типа, посмотрел — и хватит), а 2-3 раза в следующие годы. По одному посещению, как правило, мнения не составишь — часто команда, устраивающая одну и ту же биеннале, кардинально меняется. И в этом интрига — кто и как готовит следующее событие.
4. Не стоит пугаться того, что многого из выставленных вещей вы не понимаете. Поверьте, здесь две трети таких как вы — «непонимающих».