Известный куратор и галерист Полина Лобачевская представляе в Музее современной истории выставку Натальи Северцовой. Так Москва откроет самобытную художницу прошлого века и оценит высокий уровень галереи нынешнего века. Перед вернисажем Полина Лобачевская делится с «ВД» секретами выставочного мастерства.
Об арт-тусовке
Если посмотреть на общую панораму московской арт-сцены, кажется, что тасуется одна и та же колода авторов – художественная жизнь почти не обрастает новыми явлениями или событиями. Каждый из галеристов взял себе часть колоды в зависимости от собственных предпочтений и расчетов.
О выборе
Моим выбором было искусство шестидесятников, и когда я создавала галерею «Кино», и далее в течение десяти лет. Более того, даже сейчас, когда я рассталась с «Кино» и основала «Галерею Полины Лобачевской», продолжаю мечтать об эксклюзивном показе работ этих художников. Вообще выбор в искусстве – дело важнейшее. Будучи преподавателем ВГИКа, свою первую лекцию я посвящаю проблеме отбора. Нужно выбрать «с кем вы, мастера культуры». Долгое время мне было по дороге с шестидесятниками. Но я никогда не теряла из вида современную палитру. Сделала четыре очень больших актуальных проекта из цикла «Восток-Запад-Север-Юг». Одним из хитов стала экспозиция современных работ, посвященных Тибету. Конечно, пробивать новые пути в современном искусстве в несколько раз сложнее, чем работать с тем, что проверено временем и стало «музейным». Однако именно первое меня сегодня интересует сильнее.
О проекте
Выставку наследия Натальи Северцовой нам предложила провести ее племянница Ольга Сергеевна. Ранее я видела эти работы в Коктебеле, понимала, что это невероятно яркое и необычное культурное явление, причем, не только в плане живописи. Семья Габрических-Северцовых являлась цветом российской до- и послевоенной интеллигенции. Они дружили с Волошиным, Бродским, Нейгаузом. Но работы Северцовой удивительны и сами по себе. Формально она – шестидесятница с уклоном в примитивизм, ведь начала писать после войны, не заканчивая специальных курсов или институтов. Но фактически то, что она делала, выходит за рамки этих определений. Лично я нахожу в творчестве Натальи Северцовой невероятный позитив: несмотря на страшные гонения и репрессии, выпавшие на долю художницы, ее творчество пронизывает радость – качество, как никогда актуальное сегодня.
О предпочтениях
Иногда мне кажется, что сегодня все самое интересное происходит в сфере дизайна. Недавно побывала на выставке Олега Кулика и была поражена именно пространством и решением экспозиции. Но то, что выставлено, мне было не интересно. Зачем заглядывать в задницу коровы?
Нередко говорят о тлетворности салона и «продажности». Не люблю эти голословные обвинения. Брюллова тоже покупали и ценили в салонах, но это не мешает ему быть великим классиком. Время все расставляет по местам. Ведь кто, например, мог предположить, что шестидесятники – тот же Зверев, который был нищ и наг, или затворник Краснопевцев – сегодня вдруг окажутся триумфаторами и самыми что ни на есть коммерческими художниками.
О причудах арт-бизнеса
У нас нет своего помещения, так что «Галерея Полины Лобачевской» чем-то напоминает продюсерский центр – мы создаем выставки. Именно этим я всегда и занималась – делала арт-проекты в стенах Киноцентра, Третьяковской галереи, Музея Востока, ЦДХ. Мы побывали на всех больших выставочных площадках. Торговать не так интересно, как показывать. Конечно, мы стараемся и зарабатывать, но это никогда не было для нас самоцелью. Например, с выставки художницы Мабри мы не продали ни одной картины. Зато показали ее необычную для Москвы живопись. Молодые посетители реагировали великолепно, но у них нет денег для приобретения таких работ.
О пути
У меня был большой путь в искусстве. Звучит пафосно, но это так. Я точно знаю, из какого сора растут цветы искусства. Большую часть жизни, как преподаватель ВГИКа, я была связана с кинематографом. Кино было и остается моей страстью. Ведь я работала с выдающимися мастерами – Роммом, Данелией, Пыжовым, Бабочкиным. Это были великие актеры и великие мыслители, обладавшие, помимо своего таланта, уникальным чутьем на таланты других. Собственно, в этом же состоит призвание галериста – почувствовать и открыть дар художника.