В Москву приезжают сразу две выставки прославленного бразильского художника, создающего фотокартины из мусора, шоколада, ниток и томатного сока.
Вик Мюнис, выходец из рабочей среды Сан-Паоло, живущий ныне в Нью-Йорке, – всемирно признанный мастер иллюзии, эдакий фокусник-эквилибрист на арт-сцене. Он создает особый вариант теневого театра – только вместо всем знакомых трюков с руками (сложить так, чтобы получился заяц) или картонками (вырезать так, чтобы получился профиль) для масштабных «полотен» он выбирает куда как менее обкатанные материалы.
Например, груды мусора на свалке. Например, огромное поле, на котором из разбитой мебели, металлолома и мусорных пакетов выкладывается силуэт самовлюбленного Нарцисса, смотрящегося в воду, списанный с картины Караваджо, или эротическая сцена «Венера и Купидон» с полотна Корреджо. С помощью горячего шоколада он пишет портрет Фрейда (шоколад, как известно, символ Вены, родины психоаналитика), а изображения «монстров» (Дракулы, Франкенштейна и голливудской Мумии) отчего-то вырисовывает из черной икры. Наконец, для гламурных образов Марлен Дитрих и Мэрилин Монро резонно выбираются бриллианты Сваровски.
Иллюзионистские трюки Мюнис начал с простых вещей: «рисунков» из проволоки (сидящая обезьянка или водопроводный кран), пейзажей из черных ниток (особенно удаются лесные чащи), портретов чернокожих детей из сахара (символ бразильских плантаций). В этом плане он приблизился к чистому шоу, которое уже не первый год обкатывает венгр Ференц Чако, на глазах зрителей под музыку создающий картины из морского песка.
Между тем, Мюнис пошел дальше и решил показать иллюзорность любого изображения с помощью фотографии. Фотокамера стала тем холстом, на который проецируются эффектные мозаики бразильца: портрет солдата выкладывается из оловянных солдатиков, автопортрет художника – из осенних листьев. И здесь Вик вплотную подходит к французским живописцам XIX века, названными пуантилистами. Они писали картины с помощью точечных мазков – если подойдешь к пейзажу, допустим, Сера, вплотную, уткнешься во множество цветных точек. Но стоит отойти, вся картина «заиграет».
Игру картин Вика Мюниса можно будет увидеть сразу в двух местах: в Галерее Гарри Татинцяна представлен «Русский проект» (серия работ, специально подготовленных художником по мотивам русской классики), а в Центральном Манеже Дом фотографии представляет полную ретроспективу иллюзионистского творчества Вика Мюниса.