Почитать свою родину всегда считалось хорошим тоном. Но как только за это активно взялись современные художники, любовь к родным приметам превратилась в модное поветрие.
Долгое время считалось, что лирические полотна о красоте русских равнин и одухотворенные портреты крестьян – это прерогатива ретроградов-академиков. Современный художник смотрел не на равнины, а на Запад. Русская тема проходила только с иронией и сарказмом. Но вот что-то у нас перевернулось – перед лицом все сметающей глобализации даже отпетые западники вспомнили о корнях, «загадочной душе» и прочих вечных вопросах.
Так или иначе, очень показательна выставка классиков концептуального искусства Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Русская идея», открытая в XL-галерее на Винзаводе. Когда читаешь аннотацию к проекту, кажется, будто заблудился где-то в начале ХХ столетия. Именно оттуда пришли слова «народный гений», «всемирная отзывчивость», «соборность». Понятно, что пара Макаревич-Елагина не создают черносотенный манифест – их инсталляция с хлебами на постаментах и грибами в картинных рамах несет мощный критический заряд. Однако игры с русской духовностью вдруг оказались актуальны.
В галерее «Дом Нащокина» демонстрируется остроумная серия картин Владимира Любарова, обитателя села Перемилово. Любаровские мотивы давно известны коллекционерам – эдакий европейский взгляд на русские просторы. На этот раз герои его картин под общим названием «Физкульт-привет!» всерьез начали готовиться к Сочинской олимпиаде. Что из этого порыва вышло – судить зрителям.
Одновременно в галерее открылась выставка Аркадия Петрова «Сделано в Матюшино» в галерее pop/off/art. Один из лидеров поколения 70-х Петров пишет в Тульской области. Особое место среди последних работ занимает полиптих «Доска почета» из более 30 частей.