Увидеть и не умереть от счастья
6 Московская международная биеннале современного искусства
с 28 октября
Новая Третьяковка
У основного проекта биеннале несколько кураторов: оперный режиссер Дмитрий Черняков, который в последние годы работает в Европе, а к нам возвращается в непривычной роли; директор музея Альбертина (Вена) Клаус Альбрехт Шредер и куратор Элси Лахнер; директор Fondazione Sambuca (Палермо) Паоло Фальконе. Каждый берет на себя по теме. Черняков разберется с понятием «шедевр» перформансом, команда музея Альбертина ответит за «классику». Фальконе заставит нас ощутить, что такое «провокация». Обещан представитель венского акционизма Герман Нитч, кровавый классик шедевральных провокаций в современном искусстве.
Пройтись по классике
Гейнсборо
с 25 ноября
ГМИИ им. Пушкина
Патриарх британской живописи Томас Гейнсборо (1727-1788) более всего известен поэтичными портретами аристократов, вписанными в пейзаж. Под конец жизни художник плюнул на всех (то есть на академию), выставлялся у себя в мастерской и писал крестьян. Из британских собраний привезут самое главное: живопись (пейзажи и портреты), графику (Гейнсборо был первоклассным рисовальщиком), живопись на стекле.
Василий Поленов
с 16 октября
Новая Третьяковка
Любая выставка русских классиков в Третьяковке — это пышная демонстрация закромов родины и расширение кругозора широкого зрителя. Василия Поленова помнят по «Московскому дворику» и, может быть, циклу «Из жизни Христа». Экспозиция же познакомит и с менее очевидными его работами: от портретов и исторической живописи до эскизов театральных декораций и архитектурных проектов. Дополнительная задача выставки — рассказать о Поленове-педагоге и его влиянии на отечественную живопись рубежа XIX-XX веков.
Русские Йордансы
с 17 сентября
ГМИИ им. Пушкина
Якоб Йорданс — представитель фламандского барокко, первый и лучший после Рубенса (после его смерти буквально). В живописи Йорданса есть примерно то же, за что мы любим Рубенса, то есть торжество плоти, типичная нидерландская любовь к «низкому». В Россию первые холсты Йорданса попали при Екатерине II, то есть в том числе с них началась история Эрмитажа. Затем фламандца начала закупать и русская аристократия. «Русские Йордансы» — это 16 картин и около 20 рисунков из наших коллекций: ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, музеев Нижнего Новгорода и Перми.
Смешать искусство с театром
Йоко Оно. The Sky Is Always Clear
с 1 октября
Московский музей современного искусства (Петровка, 25)
Фестиваль-школа современного искусства «Территория» привозит персональную выставку Йоко Оно, представительницы движения Fluxus. Что ни искусство 1960-х, то воля случая и зритель в роли соучастника. Так, центральной работой выставки будут «Инструкции» — придуманные художницей для зрителей задания. Например, поделиться воспоминаниями о своих матерях, дорисовать часть работы Оно, сыграть в шахматы на доске только с белыми клетками.
Оскар Шлеммер: танцующий художник
с 29 октября
ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)
Оскар Шлеммер — живописец, театральный художник, преподаватель и автор логотипа Баухауса, один из прародителей жанра перформанса. Приуроченная к столетию Баухауса выставка расскажет в том числе о ключевом проекте Шлеммера в театре — «Триадическом балете» (1918-1922) на музыку Пауля Хиндемита. Безумству «кубистских» костюмов Шлеммера можно позавидовать и сегодня.
Архив Сержа Лидо
с 18 сентября
Мультимедиа Арт Музей
Серж Лидо (1906-1984) фотографировал репетиции и премьеры культовых спектаклей и концертов, свободно заходил в гримерки к артистам. В итоге архив Лидо — путеводитель по светской и артистической жизни Парижа с 1930-х до 1980-х. В Москве покажут более 200 фотографий, театральные программы, обложки журналов и книг, оформленных Лидо.
Попасть в авангард
Союз молодежи
с 24 октября
Еврейский музей и центр толерантности
«Союз молодежи» (1910-1914) — первое в России объединение художников-авангардистов, практиковавшее все, что до сих пор принято среди художественных институций: организацию выставок и дискуссий, выпуск периодических изданий и каталогов. Выставка — это и повод увидеть работы главных представителей авангарда (Казимира Малевича, Павла Филонова, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Михаила Ларионова), и возможность познакомиться с малоизвестными и забытыми персонажами.
Илья Зданевич
с 26 ноября
Московский музей современного искусства (Гоголевский 10/2)
Илья Зданевич — важная фигура русского авангарда, писатель, художник, теоретик и практик дадаизма. Специальный проект музея посвящен издательской деятельности Зданевича, причем увидеть здесь можно будет и работы художников, с которыми он сотрудничал (от Марка Шагала до Пабло Пикассо), и современные вариации в жанре книга художника.
Отвлечься на прекрасные пейзажи
Импрессионизм и испанское искусство
с 10 октября
Музей русского импрессионизма
Не зря в названии «импрессионизм» отделен от испанского искусства союзом — богатая на живописные таланты Испания славится вовсе не импрессионистами. Однако работы 18 авторов — это приятная, яркая живопись, пусть и локальная по значимости.
Иван Похитонов. Из частного собрания
с 31 октября
Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок)
Иван Похитонов не самый очевидный русский пейзажист, потому что долго жил в Бельгии и писал под влиянием французской барбизонской школы. Формат, в котором он работал, также нетипичен: миниатюрные пейзажи он писал на загрунтованных дощечках красного и лимонного дерева. Похитонов писал родные просторы, итальянские, французские и бельгийские виды. В Третьяковке покажут около 100 работ художника, так что представление о нем можно составить исчерпывающее.
Остановить мгновенье
Дагеротип, автохром, полароид 1/1
с 12 ноября
ГМИИ им. Пушкина
Главный комплекс фотографии, которую и за искусство не всегда принимают, — воспроизводимость. ГМИИ им. Пушкина этот комплекс помогает фотографии преодолеть, сосредоточившись на трех техниках, которые позволяют сделать всего один неповторимый снимок. Всего соберут 100 разножанровых работ (портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые зарисовки, научная и прикладная фотография) из трех собраний. Но выставка — это не только знакомство с техниками (дагеротипия — старейшая, автохром — первая цветная техника, полароид — моментальная), но и краткая история фотографии. Первую технику представят снимками 1840-1850-х, вторую — кадрами с 1907 до 1930 года; третью — снимками 1975-1989 гг.
Гарри Бенсон. The Beatles и не только
с 19 сентября
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Беспроигрышный рецепт выставок центра — качественные снимки знаменитостей. Осенью здесь угождают битломанам и фанатам американских президентов (если мечтаете увидеть поцелуй супругов Клинтон — вам сюда). Бенсон снимал The Beatles, когда они трансформировались в поп-богов — с 1964 по 1966 год. Эти кадры и составят основу экспозиции.
Посмеяться и ослепнуть
Филип Колберт. Lobster Land
с 18 сентября
Мультимедиа Арт Музей
Филип Колберт эксплуатирует все самое любимое публикой в поп-арте. Выкрученную на максимум яркость, отсылки к массовой и высокой культуре. Альтер-эго художника и главный герой его работ — чудной Лобстер в пижаме. Увидеть его можно в скульптуре, на семиметровых картинах, на видео.
Nude and wild
до 30 сентября
Галерея Гари Татинцяна
Ню от самых безумных и бесстыдных художников второй половины XX века: Джорджа Кондо, Джона Керрина, Тони Мателли, Кэрролла Данэма, Бьярне Мельгорд Питера Соула и других. Живопись и скульптуры здесь собраны зрелищные, но экспозиция точно не для чувствительных натур.