Рассказываем о выставках, на которые мы точно пойдем в следующем году. Пока их немного, но список будет пополняться. Следите за обновлениями!
«Санта-Барбара»
Где: ГЭС-2 (Болотная набережная, 15)
Когда: сентябрь 2020
Что: Площадка Фонда V-A-C (огромная ГЭС-2) откроется шестимесячным проектом исландского художника и перформера Рагнара Кьяртанссона (р. в 1976). «Санта-Барбара» Кьяртанссона — это серия связанных между собой выставок, кинопоказов, концертов, просветительских программ, а также съемки фильма. Художнику предложили придумать художественную институцию своей мечты, получилась «Санта-Барбара». Для россиян, хотя бы в детстве заставших показ одноименного сериала по ТВ, название символичное.
Почему ждем: Главное художественное событие года в Москве. Новое пространство такого масштаба и уровня изменит культурный ландшафт города. Здесь вас будет ждать самое свежее, умное и дерзкое искусство.
Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж
Где: Новая Третьяковка
Когда: 11 ноября 2020 – 21 февраля 2021
Что: Международный проект (после Москвы выставку покажут в Берлине и Париже), представляющий новейшее искусство Европы. 200 работ от 81 художников, включая Монику Бонвичини, Олафура Элиассона, Аслана Гайсумова, Мону Хатум, Илью Кабакова, Жанну Кадырову, Вольфганга Тильманса, Эрвина Вурма. Выставка емко показывает художественную жизнь континента на фоне исторически важных событий и проблем. Заявленные темы: политическая и личная идентичность, миграция, интеллектуальный ландшафт, гендерные вопросы и равенство, национальность, территория, геополитика и социальные конфликты.
Почему ждем: Самая важная выставка Третьяковской галереи в 2020 году. Безусловно, проект политический, и показательно, что в музее, отвечающем за русское искусство, будут говорить о Европе. Причем не только о многообразии (то есть «особых путях»), но и о ее единстве. Как видят наше настоящее и возможно будущее международная кураторская группа и важные художники? Может ли призыв людей искусства, «Европа, давайте жить дружно», найти отклик в мире большой политики и сердце зрителя?
Сальвадор Дали. Магическое искусство
Где: ЦВЗ «Манеж»
Когда: 21 января 2020 — 25 марта 2020
Что: 180 работ самого популярного и любимого сюрреалиста человечества, в том числе картины: «Невидимый человек», «Архитектонический “Анжелюс” Милле», «Пейзаж с загадочными элементами», «Мягкий автопортрет с жареным беконом», «Дематериализация под носом Нерона», «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах».
Почему ждем: Потому что так много Дали в Москве еще не было. Обычно москвичей кормят тиражной графикой, а здесь ожидается приличная и репрезентативная подборка живописных работ. Хит зимы и начала весны и на данный момент самая «народная» выставка будущего года. Организует ее Музей Фаберже, привозивший ранее в «Манеж» картины Фриды, поэтому антураж ожидается пестрый.
Русская сказка. От Васнецова до сих пор
Где: Новая Третьяковка
Когда: 26 февраля — 10 мая
Что: Интерактивная семейная выставка-погружение в русский фольклор. Третьяковка покажет не только картины!
Почему ждем: Богатое собрание обычно позволяет Третьяковке делать хитовые экспозиции без изощрений, лишь заваливая количеством и качеством материала. Здесь же постарались на славу. Обещают не только иммерсивное переживание, но и разбор жанра сказки на трех уровнях: через искусство (неорусский стиль в изобразительном и декоративном искусстве рубежа XIX-XX вв.: Васнецов, Билибин, Врубель), советское кино и мультипликация, современные работы (Роберт Уилсон, поработавший над сказками Пушкина, Тавасиев, Корина, Тобрелутс, Мамышев-Монро); через непосредственно тексты (народные сказки, былины, былички); через познание природных стихий, пространств, в которых разворачиваются события сказок (подземелье, лес, вода).
Это было навсегда. 1968–1985
Где: Новая Третьяковка
Когда: 14 апреля – 16 августа
Что: Вторая часть выставочной трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству. Первая часть – «Оттепель» — прошла в 2017 году. Вторая рассказывает об эпохе застоя (обещают более 400 произведений, а также документации и архивы), третья будет о перестройке.
Почему ждем: Чтобы увидеть искусство застоя с нового ракурса. Главная особенность: анализ индивидуального и массового сознания на материале художественных произведений. Искусство застоя при этом впишут в контекст проблем постмодернизма. Официальное и неофициальное искусство застоя у нас было принять противопоставлять как конформистское и героическо-честное. Здесь первое будет скорее сопоставляться: одно будет отражением в кривом зеркале другого.
Билл Виола
Где: ГМИИ им. Пушкина
Когда: с 14 июля
Что: Видеоинсталляции 2000-2014-х Билла Виолы, чьи работы уместны и в музеях, и в турах Nine Inch Nails.
Почему ждем: Виолла — классик видеоарта, не боящийся делать видео занудным (медитативное наблюдение за сменой человеческих эмоций), нагружать их большими темами (рождение и смерть, любовь и человечность). Виола обращается к мистическим традициям разных религий, традициям классического искусства. Так, выставка Виолы в ГМИИ им. Пушкина будет соседствовать с итальянской живописью Возрождения и барокко из Музея Каподимонте (Неаполь).
Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе
Где: ГМИИ им. Пушкина
Когда: июль
Что: 50 картин и предметов прикладного искусства из коллекции Музея и Королевского парка Каподимонте (Неаполь).
Почему ждем: Ради первоклассной классики и баттла двух противоположностей итальянского барокко: реформатора Караваджо, писавшего новозаветных персонажей натуралистично, и Аннибале Карраччи, радовавшего современников нарядными, жизнелюбивыми композициями.
«Тату»
Где: ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
Когда: с 3 марта
Что: Совместный с Музеем на набережной Бранли (Париж) проект, посвященный татуировке — на телах и в искусстве. Обещают около 150 произведений: от предметов традиционного искусства до силиконовых макетов с работами ведущих тату-мастеров.
Почему ждем: Ради разговора музейного уровня. Тема явно нуждается в осмыслении и презентации, выходящих за пределы субкультурных мероприятий для заинтересованных, ведь искусство тату давно ушло в массы. Но если уж современное искусство, картины Люсьена Фрейда или рисунки Эгона Шиле доводили некоторых посетителей музея до шокового состояния, то что говорить о тату! Предвкушаем и выставку, и реакцию зрителей.
Джузеппе Арчимбольдо и его время
Где: ГМИИ им. Пушкина
Когда: декабрь
Что: 80 работ (графика, живопись, прикладное искусство), представляющих маньеризм рубежа XVI–XVII веков. Восемь картин — «головы», составленные Арчимбольдо из съедобных и не съедобных объектов.
Почему ждем: Арчимбольдо эксцентричен даже для причудливого маньеризма. Сегодня его портреты назвали бы «сюрром», «психоделом», однако смысл фантазий художника нельзя понять вне контекста времени и традиции аллегорий средневековья и Возрождения. Выставка как раз объяснит странность Арчимбольдо, рассказав об эпохе и художниках-современниках.
(Не) время для любви
Где: Еврейский музей и центр толерантности
Когда: 28 января 2020 — 15 мая 2020
Что: Историко-художественная выставка. Рассказы о любви десяти пар, переживших Холокост, составленные по дневникам, мемуарам, биографическим романам. Обрамляют и дополняют частные истории работы французского художника Кристиана Болтански, польского скульптора Мирослава Балки, графика бывших узников концлагерей Габи Нейманна, Эстер Шенфельд, Илки Гедо, инсталляции современных израильских художников.
Почему ждем: Чтобы увидеть честный исторический нарратив. В 2020 году Россия наверняка с большим размахом будет отмечать 75-летие победы во Второй мировой войне, что подразумевает громоздкие и разрушительные ура-патриотические проекты. Если нужен трезвый и правдивый взгляд на войну, лучше выставки не найти. Еврейский музей уже не в первый раз показывает, как можно говорить о страшных событиях проникновенно, но без пошлости, пафоса.
Юрий Анненков. Революция за дверью
Где: Музей русского импрессионизма
Когда: 13 февраля – 24 мая 2020 года
Что: Более 100 работ (портреты, пейзажи, натюрморты, эскизы, иллюстрации) близкого к кубизму художника-эмигранта Юрия Анненкова.
Почему ждем: Ради старой доброй, но малоизвестной живописи и графики. Анненков был востребованным портретистом, иллюстратором и театральным художником, что и позволит почувствовать подборка произведений из частных и музейных собраний.