В арт-центре Винзавод открылась выставка легендарного агентства «Магнум». У нас появилась возможность познакомиться с самым цветом мировой фотографии и лучшими работами знаменитых репортеров.
Возникшее в Париже 60 лет назад агентство «Магнум» держалось, конечно, на таланте каждого из его отцов-основателей (Картье-Брессона, Каппы, Роджерса и Сеймура). Впрочем, у агентства была своя идеология: отразить жизнь послевоенной Европы в ярком, артистическом ключе, найти золотую середину между репортажем и постановочной фотографией, между документом и искусством. Так, каждый кадр «Магнума» был одновременно и готовой журнальной обложкой, и лакомым куском для модных галерей – обрамляй в раму и выставляй в виде шикарной картины.
На сегодняшний день в агентстве состоит почти 60 фотографов. Это настоящий Олимп профессионалов – попасть туда можно лишь по серьезной рекомендации одного из авторитетных членов сообщества, пройдя при этом жесткий отбор. Из россиян, например, в нем числится лишь один Георгий Пинхасов, довольно давно живущий в Париже.
Нынешняя «великолепная четверка» фотохудожников «Магнума», чьи работы выставлены на «Винзаводе», представляет современный стиль агентства. На примерах работ этих довольно разных мастеров можно понять, как развивается актуальное фотоискусство.
Первым в почетном ряду стоит бельгиец Гарри Груйер с циклом картин «Берега». В его серии с морскими видами, привезенными из путешествий по разным континентам, кажется, нет и следа социальных исследований – сплошь импрессионизм, вглядывание в морские горизонты и изысканные краски курортов. Но это только на первый взгляд. Изображая пейзаж, Груйер говорит о людях, их привычках и традициях. Здесь все, что кажется внешним – береговая линия или морской горизонт, оказывается настоящей притчей о культурах разных мест, будь то Марокко или Пикардия.
Вместе с бельгийцем в Москве, наконец, представят и русского триумфатора на Западе. Георгий Пинхасов выступает со своими фирменными снимками, где драматизм цвета не менее важен, чем сюжет. Пинхасов прославился спонтанными кадрами, сделанными на вокзалах, рынках, в грязных переходах и гей-клубах – типичный для перестроечной России набор мрачной экзотики. Однако постановка кадра и работа с оттенками превращают каждое из пинхасовских произведений в музыкальную симфонию.
Если же говорить о музыке в чистом виде, то здесь нет равных французу Ги ле Керреку. Для джазовой сцены Керрек – примерно тот же герой, что Антон Корбайн (чья выставка открылась в Музее современного искусства) для рок- и поп-индустрии. По его снимкам уже изучают историю джаза и строят свой имидж новые поколения импровизаторов.
Ближе всего к репортажности из всей группы, высадившейся в столице, подходит отчаянная дама Лиз Сарфати. Еще в 1990-е годы она издала феноменальный альбом со снимками подростков бывшего Советского Союза. Сегодня эта художница продолжает изучать подростковый мир, колеся по задворкам Америки, показывает шокирующие моменты «несовершеннолетней сексуальности».