Столетие самого эпатажного направления в искусстве Пушкинский музей отмечает масштабным проектом «Футуризм – радикальная революция». 300 уникальных экспонатов, большую часть которых никогда не видели в России, дадут возможность проследить родство между итальянскими futuristes и нашими будетлянами
Пушкинский музей в очередной раз подтверждает звание первопроходца. В России еще никогда так подробно и с таким размахом не демонстрировалось искусство певцов машин и мегаполисов. Кураторам пришлось собирать экспозицию буквально с миру по нитке. Произведения футуристов оказались разбросаны по множеству музеев и коллекций. Зато результат превзошел все ожидания.
Выставка состоит из двух частей: одна посвящена итальянским футуристам, вторая - нашим. Попав в это урбанистическое царство, зритель сам волен выбирать, проводить ли ему параллели, сопоставлять, рассуждать или же просто наслаждаться фантастическими образами.
Имена итальянцев, чьи произведения представлены на выставке, по большей части нам ни о чем не говорят. Тем не менее, их безоговорочно можно причислить к классикам направления, возникшего в начале ХХ века. Одна из жемчужин экспозиции – скульптура Умберто Боччони с непростым названием «Уникальные формы длительности в пространстве». Металлическое нечто доставили прямиком из Нью-Йорка. Самые наблюдательные припомнят, что эта же фигура изображена на монетке достоинством в 20 евроцентов.
Футуристы оставили свой след не только в изобразительных жанрах. В этом можно будет убедиться, взглянув на музыкальные инструменты Луиджи Руффоло. На вид они непримечательны – обыкновенные ящики с граммофонной трубой, зато какие звуки издают: современный индастриал отдыхает!
В «русском» зале публику также ожидает немало сюрпризов. Здесь представлены эскизы декораций и костюмы, которые создал Казимир Малевич к опере «Победа над солнцем». Глядя на неказистый наряд «Нового человека», многие отметят, что того будущего, о котором мечтали футуристы, к счастью, так и не наступило. Здесь же можно будет увидеть роскошную подборку картин, созданных крупнейшими мастерами нового направления: Ларионовым, Гончаровой, Кандинским, Маяковским.
Для достоверной иллюстрации образа жизни и образа мысли футуристов не хватает разве что развеселого карнавала с раскрашенными лицами и деревянными ложками в петлицах пиджаков. Однако недостающее помогут домыслить фотографии, письма и личные вещи «поджигателей старого мира».