От иллюзионизма к абстракционизму В шутке, что искусство делится на два периода – «От бизона до Барбизона» и «Все, что было потом», – лишь доля шутки. Лучшее тому доказательство – новая выставка в Музее им. А.С. Пушкина, показывающая главные этапы развития современной живописи.

 

С точки зрения классической истории искусств Барбизонская школа завершила этап романтизма в живописи. Правда, сами художники, которые с конца 30-х годов XIX века стали организованно выезжать в село Барбизон и писать на пленэре, ни о каких глубоких теоретических программах и не помышляли. И все же именно они нанесли первый удар по старому искусству, отображающему не природу, а отвлеченное представление о ней.

Там, где закончили барбизонцы, начали импрессионисты. Эффекты естественного освещения, впервые «увиденные» барбизонцами, привлекли внимание Клода Моне, Сислея и Писсаро. Эдгар Дега занялся экспериментами  с искусственным освещением, а Огюст Ренуар – с цветом. Именно Ренуару первому удалось объединить в единое целое фигуру и пространство. Творчески переосмыслили находки и открытия старших товарищей уже постимпрессионисты  – Сезанн, Сера, Ван Гог, Гоген и другие.

В 80-е годы XIX века французское, а по сути – все тогдашнее современное искусство поразил кризис. Пытаясь точно передать свет, художники потеряли из поля зрения форму. Понадобилось 20 лет, чтобы реальные предметы вернулись на холсты, но мало кто обратил на это внимание. Затем был неопластицизм – абстракции Пита Мондриана и беспредметная живопись Василия Кандинского.

Иллюстрации к этим кратким тезисам желающие увидят на выставке в Пушкинском музее. Дальнейшее развитие современного искусства следует изучать по работам наших соотечественников, то есть уже не в залах ГМИИ.