Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Среди всех событий 21 сентября мы выбрали четыре авторские выставки, которые можно посетить бесплатно. Полный список бесплатных музеев — тут.
Вы можете изменить этот текст
Острова Юрия Соболева. Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке
Юрий Соболев, или Юрий Нолев-Соболев — живописец, график, мастер книжного и журнального дизайна, художник-экспериментатор и педагог. С его именем, сейчас не слишком находящимся на слуху, связано многое в современном искусстве второй половины прошлого века. Нолев-Соболев работал главным художником издательств «Знание» и «Знание — сила» — вокруг последнего он сплотил много тогдашних нонконформистов, например, Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера. Его школа «Запасной выход» и фестиваль «Кукарт» дали начало отечественному перформансу. Его графика, работы для журналов, анимационные фильмы были в свои годы совершенно новаторскими произведениями, многое в них выглядит современным, удивляет и сейчас. Большая выставка в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке собрала рисунки Соболева, анимацию и слайд-фильмы, документацию перформансов его учеников, фотодокументацию театральных постановок художника.
Вы можете изменить этот текст
Mujuice. Metamorphosis. Московский музей современного искусства на Тверском бульваре
Музыкант Роман Литвинов, он же — Mujuice, как художник выставляется впервые. Экспозиция, открытая в Музее современного искусства на Тверском бульваре, носит название «Метаморфозы», Metamorphosis. Так же называется недавняя музыкальная работа Литвинова, пластинка, вышедшая в январе этого года. Треки с пластинки, придя на выставку, вы тоже услышите: музыка Муджуса сопровождает его графические коллажные работы во всех залах выставки. Занимающийся графическим дизайном параллельно с музыкой, Роман Литвинов задумал этот проект во время работы над саундтреком к фильму «Крылья» Алексея Лобанова. Тогда, вспоминает Муджус, съемки шли на природе: «Леса, поля и птицы, очень много птиц». Птицы — то ли живые, то ли мертвые — и стали «главными героями» выставки и альбома, задуманного, как ее саундтрек. Статью о выставке читайте тут.
Вы можете изменить этот текст
Аркадий Шайхет. Фотографии 1932−1941. Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ)
Мультимедиа Арт Музей представляет работы Аркадия Шайхета, классика советского фотоискусства и основоположника репортажной съемки. Открытая сейчас в залах музея выставка — третья часть большой ретроспективы, прослеживающей все годы работы фотохудожника. Нынешняя экспозиция охватывает 10 лет, с 1932-го по 1941-й. В начале 30-х в фотографии, как и в остальном искусстве Страны Советов, наступил переломный момент. Под лозунгом «Страна должна знать своих героев» расцветал соцреализм, вместе с тем все более непопулярным и неугодным властям становилось авторское искусство. Шайхет, к тому времени бывший одним из главных советских фотографов, был вынужден уничтожать многие снимки, печатать негативы и фотографии дома. Вместе с тем он продолжал много путешествовать. Выпускавшиеся в то время во множестве «парадные» книги-альбомы, иллюстрирующие жизнь и победы Союза, редко обходились без фотографий Шайхета. Как раз в эти годы он сделал снимок, ставший его визитной карточкой. «Экспресс» (1939), фотокартина, изображающая мчащийся на всех парах вперед поезд — образ страны, «устремленной в прекрасное будущее». На выставке в Мультимедиа Арт Музее можно увидеть эту и другие знаменитые фотографии Аркадия Шайхета, плюс — работы, до сих пор неизвестные публике, большинство из которых впервые напечатаны как выставочные отпечатки с авторских негативов.
Вы можете изменить этот текст
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Москва: ускользающая реальность». Музей Москвы
Проект о Москве, москвичах, их фантазиях, надеждах и страхах один из главных дуэтов отечественной арт-сцены подготовил к недавно отмечавшемуся столицей Дню города. 88 живописных работ, сделанных вполне в духе Виноградова и Дубосарского, посвящены разным эпохам жизни города. При этом в знакомые пейзажи «вписаны», как это водится у авторов, неожиданные персонажи и прочие «дополнительные элементы», как раз и превращающие известную нам Москву в Москву «ускользающей реальности». «Иронии и салонности», по словам авторов, добавляют и рамы, написанные на полотнах вместе с картинами, которые они украшают. Выходит, действительно, своеобразная «игра в музей», оттого не менее интересная и забавная. Статью о выставке читайте тут.