Влезть на постамент, выйти из лабиринта, «выбраться за город», вспомнить баррикады — и прочее, что стоит сделать для того, чтобы выставка о перформансе в «Гараже» оказалась для вас интересной и полезной.
Перформанс — самый противоречивый жанр искусства. Теоретики и критики спорят о том, где грань между перформансом и театром, зрители и представители властей — о ней же между искусством и хулиганством. Художники-перформансисты становятся звездами с мировым именем и попадают за решетку. Их действа повторяют, осуждают, главное — обсуждают. Музей «Гараж» с 2011 года занимался подготовкой проекта об истории отечественного перформанса. Выставка получила название «Перформанс в России. Картография истории». Такого большого последовательного исследования жанра у нас еще не было. Экспозиция охватывает время с 1910-х по 2010-е, и на вдумчивый осмотр ее может уйти от пары часов до половины дня. Наши советы и комментарии кураторов выставки Саши Обуховой и Юлии Аксеновой — для тех, кто хочет потратить это время с пользой и толком и еще получить от посещения выставки удовольствие.
Приготовьтесь оценить архитектуру выставки
Разработкой дизайна пространства новой выставки занималось бюро FORM. «Архитекторам надо поставить памятник!» — считает Саша Обухова. Юлия Аксенова соглашается с ней, добавляя, что немало усилий приложил и «Гараж».
В результате зритель попадает на выставку, войдя в наполненное футуристическими символами черно-красно-белое пространство авангарда. Тут — Маяковский со товарищи с раскрашенными лицами и похороны Малевича, реконструкция футуристической оперы и динамичные снимки «Биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Весь раздел сразу можно обозреть, взобравшись по лестнице на авангардный объект-постамент в середине зала.
Мимо плакатов с пропагандой — к невысокой спокойной комнате 1970-х. Главный объект тут — интерактивная инсталляция по «Коллективным действиям» Андрея Монастырского. Кураторы признают: «поездки за город», знаменитые акции, в ходе которых художники выезжали в подмосковные леса и творили там нечто среднее между театром, перформансом и, наверное, тем, что сегодня называют квестом, на выставках показывали неоднократно. Но черно-белые снимки и листы документаций выглядели скучновато. Об объекте в «Гараже» такого не скажешь. Листайте фотографии, выбирайте заинтересовавшую — на большой карте загорится точка, показывающая, где прошла акция, а на экране напротив появится рассказ о действе.
В зале о 1980-х — весело и шумно. С одной стороны — голос Дмитрия Александровича Пригова, читающего свои произведения, с другой — песни и пляски «Поп-механики» Сергея Курехина. 1990-е весьма разнообразны, в зале даже тесновато. Тут и Анатолий Осмоловский, на плече Маяковского-монумента выглядящий лилипутом, и изображающий собаку Олег Кулик. Александр Бренер, обнаженный и протестующий: «Почему меня не взяли на эту выставку?» — в ЦДХ, и коллективная «Баррикада», сделанная художниками из картонных коробок на Большой Никитской в 1998-м, самая массовая на тот момент акция московского арт-активизма.
В зале 2000-х темно и совсем уж тесно. Подборка перформансов последних лет — в основном видео, его в открытом светлом пространстве не покажешь, говорят кураторы. Экраны с видеодокументацией образуют темный лабиринт, покинуть пространство выставки можно, только из него выйдя. Провожать вас будут фигурки в ярких платьях с шапками-балаклавами на голове, фотография с репетиции получившей скандальную известность акции Pussy Riot.
Изучите «матчасть»...
По словам кураторов, отбор того, что войдет в экспозицию, из огромных списков, был одним из самых сложных этапов подготовки. В итоге в «Гараже» показывают 200 с лишним перформансов, сделанных сотней авторов-художников. Чтобы на выставке было действительно интересно, перед походом в музей можно посмотреть интервью непосредственно с художниками. Подборку из семи 10-минутных монологов «Гараж» сделал специально к выставке, найти их можно тут. В этом же разделе собрана информация о предыдущих проектах «Гаража» о перформансе, фотографии, тексты — возможно, вам захочется углубиться в тему.
Уже в музее, перед тем как войти в пространство экспозиции, полистайте каталог, изданный к выставке. Внушительный том (его можно найти в магазине «Гаража») содержит перечень и фотографии всех экспонатов, которые вам предстоит увидеть. В отличие от многих других каталогов, этот читается, словно увлекательная книга, и похож одновременно на подборку «взрывных» роликов на YouTube, перенесенных на бумагу, и исторически и документально выверенный учебник-справочник. В каталоге есть краткие биографии упомянутых художников, каждой акции присвоены тэги (например, #город, #костюм, #тело, #лозунг), в конце — понятное оглавление-указатель с картинками.
Перед тем как зайти в зал, на свой смартфон или планшет можно скачать специально подготовленное приложение — вся информация о том, как это сделать, и бесплатный Wi-Fi есть в «Гараже». Приложение поможет выбрать интересный именно вам маршрут по выставке, руководствуясь вышеупомянутыми тэгами.
...Или составьте собственное мнение
По словам Саши Обуховой, для того, чтобы выставка оказалась интересной и полезной для вас, детальное знание предмета — необязательное условие. Важнее интерес и желание получить новый опыт. «Всегда была и будет часть общественной среды, которая отрицает эту практику категорически, — констатирует куратор. — Чтобы вообще воспринять современное искусство, надо быть очень открытым человеком. Необязательно быть знатоком, необязательно быть априори расположенным к этому искусству. Но если человек открыт для всего нового, он это поймет и наверняка найдет для себя что-то, над чем можно подумать. Это может не впечатлить как произведение искусства, но, по крайней мере, пищи для размышлений будет много».