Известный французский писатель Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню. И именно поэтому каждый день ходил обедать в ресторан, расположенный в нижнем ярусе этого сооружения. «Это единственное место в Париже, откуда ее не видно», – объяснял он подобное проявление мазохизма.
«Я не люблю цвет. Терпеть не могу цветные фотографии», – неоднократно заявлял Сергей Чиликов. Однако его новый цикл фотографий о жизни села Емелево – цветной до рези в глазах. Может, им руководила та же логика: большое видится на расстоянии, максимальное же сближение с объектом ведет к полной потере адекватности восприятия. Тем более что Сергей впервые экспонирует столь крупноформатные произведения: кадры сельской фотохроники отпечатаны размером метр на метр.
Если подойти вплотную к листам, которые без всяких экспозиционных условностей вроде рам, остекления и подсветки попросту пришпилены кнопками к стенам, цвет исчезает. Тает видимость тщательно сочиненного и детально построенного сюжета, размывается композиция, стирается граница между реальностью и изображением. Зато приобретают вес и объем «сюрики», которые при ближайшем рассмотрении обнаруживаются даже на самых реалистичных снимках.
Село Емелево перенаселено всевозможными потусторонними персонажами. Сам мастер наотрез отказывается объяснять природу этих видений; загадочно улыбаются кураторы, предоставляющие многочисленным арт-критикам полную свободу для самовыражения. В том, что со дня на день появятся десятки оригинальных прочтений нового сочинения марийского фотофилософа, сомневаться не приходится.
Несмотря на вопиющую антигламурность, Сергей Чиликов – персонаж знаковый. Правда, не до конца понятый и на первый взгляд совершенно незаметный. По сравнению с бесчисленными «модными» фотографами дарование такого масштаба воспринимается исключительно как однотонный фон.