Продолжение последовало через 8 лет. Впрочем, если бы не особые прогерманские симпатии российского руководства, «второй серии» могло не быть вообще. Если в искусстве России и Германии первой половины ХХ века действительно много общего (тем, кто выставку не застал, а потому сильно сомневается в этом, рекомендую спорную, но увлекательную книгу Игоря Голомштока «Тоталитарное искусство»), то сравнивать послевоенные достижения русских и немецких художников просто смешно.
Это стало понятно еще осенью прошлого года, когда берлинская публика весьма вяло отреагировала на открытие немецкой версии проекта. Не случайно – новых немецких работ на выставке не было (чтобы вписаться в концепцию «вторые 50 лет», в экспозицию включили работы, созданные не позднее 2000 года), а немцев (не в пример нашим соотечественникам избалованных обилием contemporary art) артефактами второй свежести не удивишь. Зато новое русское искусство стало берлинской сенсацией. Но способны ли удивить москвичей только что показанный в Третьяковке Эрик Булатов или бессменные участники всех столичных вернисажей Дубосарский & Виноградов – сложный вопрос.
Несмотря на сомнительное историко-культурное значение, выставка «Москва–Берлин/Берлин–Москва» – безусловно главное событие нынешнего сезона. Хотя бы благодаря грандиозному масштабу проекта. Шутка ли – две страны, полувековая история, более 100 художников и около 300 произведений! Без поддержки на самом высшем уровне (проект реализован в рамках российско-германских культурных встреч 2003/2004 под патронатом президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Федеративной Республики Германия Йоханнеса Рау) и государственного финансирования проект такого масштаба реализовать сложно. Да и трудно вообразить себе частное лицо, готовое тратить деньги и время на исключительно политический проект. Нет, конечно, в экспозиции хватает высококлассных работ, но ведь не случайно выставка разместилась в Государственном Историческом музее, в залах с окнами на Кремль.
Куратор проекта Екатерина Деготь неоднократно заявляла, что это выставка о политической истории в образах искусства. Однако будет большой ошибкой объяснить повышенное внимание к «Москве–Берлину» одним лишь грамотным пиаром. Рука сама тянется снять воображаемую шляпу перед кураторами, которые продемонстрировали чудеса дипломатии, выпросив для выставки самые интересные экспонаты из лучших музеев мира. Например, символ московского проекта – инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос» – забрали из постоянной экспозиции парижского Музея Помпиду.
А хрестоматийные «Происхождение соцреализма» Комара и Меламида и «Проект для одинокого человека» Виктора Пивоварова из самого известного собрания русского неофициального искусства, принадлежащего американцу Нортону Доджу, попали в экспозицию не иначе как чудом – какое-то время назад коллекционер клялся и божился, что ни за что не повезет свои богатства в Россию. Йозеф Бойс, Ансельм Киффер, Пенк, Марина Абрамович – мировые звезды современного искусства, работы которых никогда не привозили в нашу страну.
«Москва–Берлин/ Берлин–Москва. 1950–2000». Исторический музей. «Охотный Ряд». Красная пл., 1/2. 292-37-31. 3 апреля – 15 июня