Несколько месяцев назад, получив от Пушкинского музея приглашение устроить выставку своих рисунков и полотен, Франко Дзеффирелли удивился примерно так же, однако приглашения от Путина не потребовал, а сразу же ответил согласием. «К счастью, с годами приходит мудрость. В противном случае столь лестное приглашение могло бы заставить меня серьезно подумать, надо ли рисковать своей репутацией в глазах ценителей моего таланта.
Но, увы, теперь слишком поздно что-либо менять», – прокомментировал свое решение 81-летний мастер. Он сам признает, что его трудно назвать живописцем в полном смысле этого слова, однако все его работы (не важно, какие: монументальные полотна созданные на гигантском холсте-экране, или эскизы декораций и костюмов на листах бумаги) навсегда принадлежат мировому изобразительному искусству. Впрочем, искусством стала сама жизнь маэстро.
Вызов звездамБиография Дзеффирелли будет очень похожа на классическое произведение литературы только одним – единством действия. Вот уже 59 лет этот человек посвятил службе искусству и в ближайшем будущем менять своих занятий не намерен. Все остальное в жизнеописании маэстро напоминает шекспировскую пьесу: непременные условия классического произведения в ней соблюдены с теми же оговорками – единым местом становится земной шар, а единым временем – вечность.
Чем только не приходилось заниматься Франко Дзеффирелли за долгие годы на службе у Мельпомены! Начав в 1946 году как актер и театральный художник, он очень скоро попался на глаза Лукино Висконти, у которого помимо прочих талантов было особое чутье на дарования других. После того как Дзеффирелли сыграл в «Преступлении и наказании», Висконти решил оставить при себе молодого актера, но уже в качестве личного ассистента и художника. Вместе они сделали несколько фильмов: «Земля дрожит», «Самая красивая» и «Чувство»…
«Я очень многим обязан Висконти. Под его руководством я делал первые шаги. О нем много сказано как о великом художнике, но это и великий педагог. Ему так или иначе обязаны все крупные современные итальянские режиссеры», – вспоминает Дзеффирелли. Свои первые спектакли – «Трамвай «Желание» и «Три сестры» – он также сделал вместе с неподражаемым Лукино. Но как в свое время Леонардо да Винчи перерос своего наставника Андреа Вероккио, так и Дзеффирелли кое в чем обошел своего учителя.
Быть или не быть?Все последующие годы таланты Франко развивались одновременно в самых разных, но взаимосвязанных направлениях искусства: в опере, балете, театре, кино, на телевидении и радио. При этом он совмещал работу сценариста, постановщика и исполнителя. Перед кураторами выставки встала нелегкая задача: как лучше представить зрителю все грани этого редкого дарования. После долгих споров было решено пойти по самому легкому пути, отдав предпочтение хронологической подаче материала. Впрочем, публика должна рассматривать такой выбор как большой подарок судьбы: открытие, что бесконечно далекие по времени и пространству постановки оказываются звеньями одной цепи, приятнее сделать самостоятельно.
Выставка, вернисаж которой в этом году будет первым мероприятием фестиваля «Черешневый лес», позволит москвичам заглянуть в творческую мастерскую именитого мастера, в святая святых, куда обычно нет доступа посторонним. Чтобы до предела накалить страсти, режиссер сам отобрал семь фильмов, ретроспективный показ которых будет сопровождать экспозицию. Помимо «Ромео и Джульетты» (знаменитого фильма, ради которого организатор фестиваля Михаил Куснирович однажды прогулял уроки в школе) вы увидите «Отелло», «Травиату», «Чай с Муссолини», «Историю черноголовки» и «Teatro alla Scala».
А еще в программу вошел фильм «Брат солнце, сестра луна», мало известный широкому кругу россиян. «Секрет моего искусства – флиртовать со зрителем», – сказал мастер год назад на торжественном вечере по случаю собственного 80-летия. Согласившись показать свои эскизы, макеты, костюмы к фильмам, оперным и театральным постановкам, Дзеффирелли продемонстрировал, что он свято хранит верность принципам. «В моей работе подразумевается необходимость взаимности. Нельзя же в самом деле ложиться с кем-нибудь в постель, думая при этом о чем-то другом», – говорит улыбаясь маэстро.