«Москва – спящая великанша. Она лежит навзничь посреди России. И спит тяжелым русским сном». Владимир Сорокин. Через год столичной архитектурной вы-ставке исполнится 10 лет. Наверняка не обойдется без подведения итогов, фанфар и пионерского привета ветеранам движения. Впрочем, «раздача слонов» населению уже произошла. Нынешняя «Арх-Москва» – довольно убедительное свидетельство того, что архитектурные выставки для столицы – мероприятия исключительно художественно-культурные.

В этом году на «Арх-Москве», обычно не страдающей от избытка посетителей, ожидается аншлаг. Основной аттракцион сезона – проект «Русский авангард», созданный голландской знаменитостью Эриком ван Эгераатом. Про жилой комплекс, состоящий из пяти башен, олицетворяющих творчество пяти художников русского авангарда, слышали даже в Туве и на отдаленных оленеводческих стойбищах Чукотки. Сам факт, что авангардный проект молодой европейской звезды получил одобрение столичного Архитектурного совета, чуть было не стал главной сенсацией.

Восторг, с которым был принят яркий и бесспорно гениальный проект, удивил многих, а после того как фотографии переливающегося всеми красками макета появились в массовых изданиях, даже возмутил значительную часть населения. В печати разразилась полемика, в ход пошли цифры, пугающие (11 тыс. у. е. за кв. м жилья в «Русском авангарде») и неподтвержденные, но почему-то вызывающие доверие (например, заявление о том, что рентабельность столичного строительства составляет 600%). Однако самое интересное случилось уже после того, как москвичи смирились с неизбежным: столичный градоначальник, в целом проект одобривший, порекомендовал поискать для него более подходящее место. Пока обыватели, как никогда взволнованные происходящим, строят предположения, кто с кем не поделился, а немногочисленные защитники исторического центра города празднуют победу, самое время почтить вставанием память столичной архитектурной мысли.

Со всех точек зрения, это полный «улет»: ван Эгераат создавал проект исключительно под Якиманку, учитывая все немногочисленные плюсы и совершенно очевидные минусы этого места, обезображенного бездарной застройкой. Впрочем, и деньги здесь играют не послед-нюю роль: сама мысль о возведении подобного комплекса в любой другой точке столицы ставит под вопрос финансовые притязания инвесторов. И, наконец, налицо отсутствие всякой логики в появлении башни имени Малевича где-нибудь еще, а не рядом с Третьяковкой. То, что единственный подлинно блестящий проект, предложенный за последнее время, с треском провалился, свидетельствует об одном: архитектура в нашем городе – никому не нужное и вредное излишество. А выставка «Арх-Москва» – мероприятие сугубо факультативное, несмотря на участие звезд мировой величины. Теперь о хорошем: не вымерших пока столичных архитекторов ожидает много приятного: конкурсы, конференции, специальные экспозиции.

А еще встреча с Этторе Соттсассом – мэтром итальянского дизайна, которого принято называть не иначе, как Хельмутом Ньютоном архитектуры. 12 мая в 16.30 живая легенда и законодатель интерьерной моды, приглашенный журналом «AD», поделится своими секретами. На 15 мая запланирована лекция другой заграничной звезды – Массимилиано Фукаса, специалиста по проблемам этики и эстетики архитектурного творчества. Эту лекцию можно смело рекомендовать журналистам. Услышав, как лихо мэтр проводит параллели между новейшей французской философией и минимализмом в архитектуре, можно научиться видеть общее в столичных новостройках и творчестве В. Сорокина. Ибо «любой город способен заставить вас затрепетать от оргазма или наоборот – обречь на десятилетия тоскливого совместного существования».