На фоне эпохи
Выставка акварелей
из собрания ГИМа. В первой половине XIX века важнейшим из искусств была акварельная живопись. Причин тому две: эмбриональное состояние фотографии и вполне понятное желание запечатлеть себя для истории. 200 лет назад по сравнению с живописью маслом и всевозможными разновидностями ваяния рисунки акварельными красками были единственной адекватной заменой «поляроидным» фотографиям. Неудивительно, что среди просвещенных современников Пушкина и Лермонтова увлечение акварелью было практически поголовным, и, как следствие, – богатейшая коллекция русской акваживописи оказалась не где-нибудь, а в коллекции Исторического музея.
К сожалению, любительские картинки для художественных собраний представляют мало интереса (впрочем, в коллекции Дома фотографии вряд ли когда-нибудь появятся снимки из домашнего альбома Марьи Ивановны Ивановой, проживающей в Кологриве). Выставка в Школе акварели – редкий шанс увидеть картины патриархального быта Замоскворечья, пейзажи с умилительными видами загородных усадеб и бесчисленные портреты безвестных барышень, спрятанные в запасниках главного краеведческого музея страны.
С другой стороны, в коллекции ГИМа есть работы художников первой величины – ценители высокого искусства не будут разочарованы.