Она и прежде была чуть ли не главным событием московского выставочного сезона, а после трагической гибели Центрального выставочного зала и, соответственно, ярмарки «Арт-Манеж» в огне недавнего пожара весенний смотр художественных сил в ЦДХ – единственный серьезный столичный арт-форум. К тому же с историей: в нынешнем мае ярмарка состоится уже в восьмой раз.
Кажется, торговля современным искусством становится наконец делом прибыльным – иначе как объяснить то, что по сравнению с прошлым годом коммерческие экспозиции занимают значительно большие площади. Выросло и число участников: помимо стабильно участвующих в «Арт-Москве» галерей вроде «XL» или «Айдан-галереи», в ряды экспонентов вернулись и «Риджина» Владимира Овчаренко, и галерея под руководством Александра Якута, и многие другие. Пришлось даже потеснить некоммерческие проекты, обычно занимавшие большое пространство по ее периметру.
Тем не менее «убыточные» показы в этот раз тоже намечены. Художники Игорь Макаревич и Екатерина Елагина, например, готовят инсталляцию «Кладезь Жизни» – продолжение их же «Жизни на снегу», показанной десять лет назад в питерском Мраморном дворце. Сказочная избушка с «Черным квадратом» Малевича, по поверхности которого пробежала зловещая сеть антикварных трещин, шпееровский орел, сжимающий в когтях ключик Буратино, и другие удивительные объекты составили произведение знаменитого тандема. Институт проблем современного искусства (ИПСИ) подготовил очередную международную студенческую выставку «Промежуточные пространства», в которой участвуют представители Австрии, Швеции, Великобритании и Германии, не говоря уж о россиянах.
Любимцы публики и журналистов участники «Программы Escape» Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова демонстрируют экспозицию «Художник, погибший под картиной в результате взрыва накануне вернисажа». Давно признанный мэтр «другого искусства» Эрик Булатов будет представлен в жанре выставки одной картины хрестоматийно известным произведением «Опасно», выполненным аж в двенадцати переводах. Будут и зарубежные диковины вроде финских «Упрямых сестренок и одиноких мужчин» или работ лауреатов французской премии имени Марселя Дюшана.