Скопление фестивалей, кажется, превысило все санитарные нормы: в самом разгаре музыкальная программа «Золотой маски» и Биеннале современных исполнительских искусств, а в конце декады на нас обрушится Пасхальный фестиваль.

Фестиваль «Золотая маска» на эту десятидневку припас основной корпус музыкальных спектаклей, и для ответственных зрителей эти дни сравнимы с супермарафоном. Сначала «Пиковая дама» из Челябинска – в меру добротный Чайковский на три с половиной часа сценического времени. Русский XIX век с барышнями в чепцах, ханжами-старухами и уютными подробностями жизни в постановке петербуржца Алексея Степанюка понравится тем, кто предпочитает уважительное отношение к классике.

У Пермского ТОБа тоже классика, но совсем другая. Худрук этого театра Георгий Исаакян неравнодушен к раритетам, потому Золушка у него вовсе не «Золушка» Прокофьева, слишком популярная в последние сезоны, а «Синдерелла, или Сказка о Золушке» Жюля Массне. Мало того, либретто Анри Кэна по сказке Шарля Перро он перевел с французского самостоятельно. Спектакль получился удивительный: есть в нем сцены с кондовым оперным реализмом и фантастические уходы в барочную роскошь, отсылающую к еще одной «Золушке», Россини. Надо ли договаривать, что в обеих столицах такой оперы нет?

«Экзерсис ХХ». Петербургский Театр балета имени Леонида ЯкобсонаВ области балета тоже есть небанальная постановка. Петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона, нелепый в своей любви к доморощенному авангарду полувековой давности, покажет премьеру «Экзерсис ХХ» с интригующей пометкой о партитуре: музыка И.С. Баха в обработке Swingle Singers и Play Bach. Вообще-то версиям выставленного на сцену балетного экзерсиса несть числа; самый известный из них, «Этюды» Ландера, идет в Мариинском театре. Что покажет на этом поле не самая сильная, но обремененная оригинальным прошлым труппа – полная загадка.

В афише «Маски» еще есть Figaro  Екатеринбургского театра музкомедии в постановке Дмитрия Белова, который очень хвалят эксперты, и хиленький набор современного танца, в котором хвалить особо нечего. Разве что московскую «Альфа-Чайку» Театрального проекта Аппаратус.

«Она едет на велосипеде». Театр «Крепостнй балет»Екатеринбургский «Эксцентрик-балет» в этом разделе - полный курьез, и «Выше неба» (название спектакля) он не прыгнет. В один вечер с ним идет современный танец по версии «Крепостного балета» - опус «Она едет на велосипеде»; то и другое - для любознательных и добрых оптимистов.

Но есть еще раздел «Новация», в котором собраны некогда записные хулиганы, а ныне заслуженные артисты провокативного жанра. Тут оперный проект «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе» и знаменитый Театр «Дерево», ныне живущий между Санкт-Петербургом и Дрезденом, со спектаклем «Кетцаль». Лысый и чаще обычного голый гуру этого театра Антон Адасинский очаровал на своем веку множество поклонников авангарда. Вот и теперь он час с небольшим колдует над тем, что «происходит из голосов, утреннего тумана и стен дождя, а также из всего, что было до этого». Можно будет сравнить качество перформанса с «Паноптикон, всевидимое место» Хорхе Исаака, который покажут на Биеннале современных исполнительских искусств.

лебединое озеро. Акробатический балет из ШанхаяНу а для любителей более острых ощущений – гастроли старых знакомых, акробатическое «Лебединое озеро» из Китая. В прошлые гастроли даже ангар ГКД не вместил толпы желающих, так что с билетами стоит посуетиться. Танцовщики этой страны всегда славились спортивным подходом к искусству балета, которое требует скрывать усилия. Вот и главная идея этой постановки – вспомнить о временах, когда балет считался благородным родственником атлетичного цирка. Китайцы вытворяют нечто невообразимое. Стоят в арабесках друг у друга на головах, крутят пируэты вверх ногами, взмывают в воздух в невиданных позах. Настоящее Зрелище, а для балетных танцовщиков балета еще и отличное пособие по технической оснастке.

Обратите внимание, что во всех концертных залах Москвы начались выпускные концерты. Смотрины своих питомцев проводят профессора, и если у вас есть желание вычислить будущую звезду в честном отрыве от рекламных кампаний, добро пожаловать.

И самое последнее. С 8 апреля по 9 мая пройдет VI Пасхальный фестиваль. Как всегда грандиозный, блестящий, тотальный. Начните, как положено – с колокольного звона в воскресенье, а о подробностях программы мы расскажем в следующем номере.

Пиковая дама. Новая опера. 29 марта
Синдерелла, или Сказка о Золушке.Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 31 марта
Экзерсис ХХ. Новвая опера. 3 апреля
Figaro. Московская оперетта. 4 апреля
Альфа-Чайка. Актовый зал. 30 марта
Выше неба. Она едет на велосипеде. РАМТ. 2 апреля
Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе. Театр Наций. 8 апреля
Кетцаль. Театр Луны. 4, 5 апреля
Паноптикон, всевидимое место. Дом музыки. 30 марта
Лебединое озеро. Кремлевский дворец. 5-7 апреля