Перед началом нового театрального сезона мы решили напомнить, против чего в сезоне прошлом ополчились адепты традиций. Итак, выясняем, какие бывают разновидности современного театра, откуда они взялись и где увидеть подобное в сентябре.

Новая драма

Что это такое Само определение давно устарело, поскольку родоначальниками новой драмы принято считать Ибсена, Стриндберга и Золя. Так или иначе, если театральная программка вас предупреждает «новая драма», рассчитывать на что-нибудь пронзительно-светлое не приходится. Новая драма автоматически предполагает так называемую «чернуху» и вечные вопросы о смысле жизни. Также вы вполне можете быть уверены, что услышите мат и увидите обнаженное (полуобнаженное) тело.

Яркий пример Спектакль «Любовь людей» (Театр Маяковского) — психологически тяжелая, но умная работа Никиты Кобелева про любовь в глубинке по пьесе нашего современника Дмитрия Богославского.

Вербатим

Что это такое «Перевод» этого слова, незнакомого нетеатралам, — документальный театр. Жанр вырос из новой драмы. Ключевой факт для его понимания: все спектакли вербатим основаны на реальных монологах или диалогах обычных людей. Чаще всего их произносят актеры (как в спектакле «Театра.doc» «9 месяцев/40 недель» — мужчины пересказывают реальные истории из жизни рожавших женщин), иногда сами герои говорят от первого лица.

Яркий пример «Акын-опера» все того же «Театра.doc»: реальные мигранты из Таджикистана рассказывают публике истории из своей московской жизни. Со всеми вытекающими последствиями: минимум режиссуры, непоставленная речь, интуитивная пластика, предельная приближенность героев к зрителю.

Спектакли-перформансы

Что это такое Перформансом принято называть одну из форм современного искусства в принципе. Чаще всего термин используется в арт-среде. В театре же перформансом условно можно назвать постановки на стыке музыки, драматического слова, современного танца, визуальных искусств и мультимедиа. Более точного названия жанру попросту не придумано. Итак, если вы попали в театр на такой спектакль, расценивайте его как зрелище — только без приставки поп-. Обязательный смысл (почти всегда философский) предполагает здесь самые навороченные визуальные спецэффекты и неожиданную — иногда полностью компьютерную — сценографию.

Яркий пример Постановка Давида Бобе и Кирилла Серебренникова «Метаморфозы», спектакли Дмитрия Волкострелова в Театре наций и «Театре.doc» («Русский романсъ», «Солдат» и др.). Или «Камень» Филиппа Григорьяна. Пересказывать сюжет нет никакого смысла, зачастую перформансы бессюжетны, а иногда и бессловесны.

Актуализированная классика

Что это такое Классику без отступлений сегодня можно видеть, пожалуй, только в Малом театре. В остальных случаях на «школьного» Пушкина или Чехова рассчитывать не приходится. В «Гоголь-центре» весь репертуар состоит из современных парафраз хрестоматийных текстов: «Обыкновенная история» Гончарова, «Мертвые души» Гоголя, «Митина любовь» Бунина... Персонажи говорят современно, одеваются модно и живут в неспокойных реалиях обычно российской действительности.

Яркий пример В МХТ в репертуаре идет богомоловский «Идеальный муж». Сказать, что это комедия Оскара Уайльда, значит соврать — спектакль больше похож на четырехчасовую пародию на современную Россию. «Карамазовы» и «Борис Годунов» в «Ленкоме» — спектакли той же породы.

Хореографические спектакли

Что такое Это не про балет или современный танец. Драматические артисты в буквальном смысле вытанцовывают текст Толстого, Гоголя или Лопе де Вега. И у них это весьма достойно получается. Классическая хореография с элементами contemporary dance и пантомимы рождает новые смыслы как раз потому, что ее «примеряют» на себя не танцоры. Драматическими талантами балетные артисты зачастую не обладают, а «техника» в сухом остатке не всегда дает нужный результат. В «непрофессиональных» же балетных спектаклях как раз наоборот.

Яркий пример «Анна Каренина» хореографа из Литвы Анжелики Холиной и «Ревизор» Сергея Землянского в Театре Ермоловой. Страницы знаменитых произведений разложены на ноты и па.

Театр художника

Что это такое Сам термин ассоциируется с именем Дмитрия Крымова — это он создал театр на стыке драмы и живописи. По своей сути его спектакли — грандиозные инсталляции в театральной упаковке, эдакие постмодернистские высказывания с изрядной долей дуракаваляния. Так что, если вы приобретаете билет, скажем, на Лермонтова по версии Крымова, будьте готовы к тому, что текст не будет произнесен вовсе, или будет, но урывками. Зато ошеломляющие визуальные метафоры гарантированы.

Яркий пример В спектакле «Демон. Вид сверху» артисты (и по совместительству художники) рисуют на огромных ватманах прямо на сцене. А еще здесь спускают с колосников черное тряпье (демона) и слушают звуки дождя и воды. Сегодня Крымов руководит собственной Лабораторией в «Школе драматического искусства». Каждый его спектакль становится событием.