В Москве 15 ноября стартует фестиваль Нового европейского театра, он же NET.  Участники модного и радикального хит-парада (к привычному театру эти спектакли имеют мало отношения) — в нашем обзоре.

«Гамлет»

Молодежный театр Загреба (Хорватия) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Расписание

Первые российские гастроли хорватского театра, одним из самых ярких молодых представителей которого считается Оливер Фрлич. Тема исторической памяти и недавних военных ран — главная в его творчестве. Новый «Гамлет» — это современная трагедия, в которой очевидны все болевые проблемы Южной Европы. Фрлича интересуют вопросы двойственности власти и ее политических механизмов, повторяющиеся картины совершения преступления и угрызений совести, формы безумия и метафизическая боль, вызванная отсутствием любви. Сценография минималистична, а мизансцены почти всегда статичны: покрытый белой скатертью стол, за которым сидят все герои шекспировской трагедии. И чуть поодаль Гамлет-обличитель гнилой реальности (выдающаяся работа актера Крежимира Микича). Спектакль будет идти на хорватском языке с русскими субтитрами.

«Земля»

«Резиденцтеатр» (Германия) совместно с компанией Peeping Tom (Бельгия) на сцене Театра Наций
Расписание

Бельгийская компания Peeping Tom — одна из известнейших танцевальных трупп мира, у нее целый ворох наград, включая Премию Лоуренса Оливье, и свой собственный визуальный стиль, получивший название «театр тела». Ребята смело миксуют жанры: драму и цирк, «физический театр» и пантомиму, современный танец и социальную драму. Спектакль «Земля» — их первый и сразу же удачный опыт работы с драматической труппой мюнхенского «Резиденцтеатра». Изобретательное и жесткое действо происходит в декорациях зеленой лужайки с микроскопическими копиями невзрачных избушек. Среди них двигаются безымянные персонажи, в любой момент готовые разорвать друг друга. Перед зрителем проходит галерея человеческих страхов и устремлений, доказывая основную идею постановщиков: люди — самые опасные существа на Земле.

«Много шума из ничего»

«Давид Эспиноза/Эль Локаль» (Испания) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Расписание

Испанский режиссер Давид Эспиноза — создатель «театра объектов». В его спектаклях не участвуют актеры, только куклы. Но и те не театральные: Барби из пластмассы, фигурка Халка, игрушечный динозавр... В качестве технического оснащения — ноутбук, магнитофон и другие подручные средства. «Много шума из ничего» — десяток шекспировских пьес, собранных вместе. По словам режиссера, такой Шекспир — протест против пафоса и тяжеловесности классических театральных текстов и одновременно попытка создать «наиболее произвольную, бесполезную, пустую и искусственную их версию». Действие происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителей.

«The splendor of colors»

«Студия новой музыки» (Швейцария – Россия) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Расписание

Музыкальный полижанровый проект о возможности (или невозможности) синтеза искусств. Своеобразными «персонажами» проекта являются музыкальный звук, голос, перформанс, сценическое пространство и видеоряд. А «сюжетом» — их взаимодействие между собой. В каждом следующем разделе спектакля его жанр конструируется заново путем исключения тех или иных элементов. «Режиссировать» это пока малопонятное действо будет Найл Кёттинг, актер и перформер. За музыкальную составляющую отвечают ансамбль «Студия новой музыки» и Даниэль Глогер (контратенор).

«Manger»

«Мюзе де ла данс» Национальный хореографический центр Ренна и Бретани (Франция) в Центре дизайна ArtPlay
Расписание

Борис Шармац — радикальный хореограф, одна из центральных фигур французской новой волны и движения «Не танец». Его новый спектакль (название которого переводится как «Есть» или «Поглощать») уже успел объехать полмира, был показан даже в лондонской галерее Тейт.

Действите разыгрывается в пустом пространстве, освещенном узкими лампами, где-то под колосниками. 12 танцовщиков сначала сжимают в руках листы бумаги формата А4, затем начинают их жевать. Странное пиршество перемежается пением классических произведений (например, Седьмой симфонии Бетховена). Трактовать спектакль можно по-разному: и как приговор офисному рабству, и как оду еде, и как предупреждение о пожирающей нас реальности. Но главное — это то, что впервые в истории танца Шармац задействовал весь организм танцующего. Не только ноги, руки, плечи, но и рот для него средство танцевальной выразительности.

Фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Генеральный партнер фестиваля NET Фонд Михаила Прохорова.