В сентябре 2020 года Цюрихская опера провела виртуальный фестиваль «Опера всем», спектакли которого в ноябре снова можно было посмотреть на сайте оперы. Центральным событием стала премьера «Бориса Годунова» в постановке Барри Коски — спектакля, примечательного прежде всего отнюдь не техническими решениями. Подробнее рассказывает Ая Макарова

То ли иронизируя над собой, то ли признавая абсолютную власть COVID-19, Цюрихская опера открыла коронавирусный сезон 2020/2021 фестивалем трансляций, состоящим из трёх премьер о коронованных особах — «Королевы Чардаша» Имре Кальмана, «Марии Стюарт» Гаэтано Доницетти и «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского. А вскорости на бесплатную трансляцию расщедрилась и Венская опера — и тоже о королях: показали «Дона Карлоса» Джузеппе Верди в оригинальной французской редакции.

«Карлос» Петера Конвичного появился в Вене 16 лет назад (спектакль был перенесен из Гамбурга, где Конвичный впервые поставил его в 2001 году) и с тех пор регулярно возобновляется; «Борис» Барри Коски — дважды новинка, премьера к открытию чуть не сорвавшегося сезона, запланированная совсем в других обстоятельствах. Однако спектакль Коски оказался гораздо ближе к издевательской поэзии Конвичного, чем к добросовестному приспособленчеству двух других цюрихских премьер.

Стратегия

Режиссёрский приём постепенно разоблачает сам себя, неподлинность целого вскрывается к финалу.

Конвичный:
В первых сценах театральные детали выглядят недостоверно, затем действие покидает рамки театрального зала, времени действия, эстетики. 

Коски:
Цитатность каждой следующей сцены становится всё более откровенной и перерождается в демонстративную вторичность.

Сопричастность

Это необходимое условие работы обоих спектаклей — главный механизм как со-переживания, так и предполагаемого анализа сценического действия. Сопричастность как форма принуждения зрителя.

Конвичный:
Достигается самым прямым образом — действие в фойе, разбрасывание листовок... Зрители вынужденно становятся частью спектакля независимо от желания и эмоциональной готовности к этому. Зрителя не заманивают в спектакль, а погружают в него. 

Коски:
Достигается опосредованно — на сцене нет хора и миманса, зато есть протагонист-Юродивый, вплоть до финального разоблачения выступающий в качестве наивного зрителя. Он включён в каждую сцену и активно взаимодействует с происходящим, оставаясь, вплоть до смерти Бориса Годунова, имитатором наивного зрителя, добровольно вовлекающегося в происходящее и соучаствующего в нём (например, имеет мимическую роль в свите Мнишек в Польском акте). Зритель, вольно или невольно, делегирует свои полномочия Юродивому; вместо давящего на зрителя воздействия человеческой массой возникает отождествление. 

Пространство

Войти легко, выйти невозможно.

Конвичный:
Сцена открыта для проникновения — аутодафе начинается в фойе и переходит в зал, а затем в сценическую коробку, однако это открытость только для движения толпы, массы. Индивидуальный выход как будто бы не предусмотрен, персонажи постоянно протискиваются в несоразмерные им двери, пригибая голову. Сценическое пространство подчиняет одиночек и меняет в соответствии с целым спектакля.

Коски:
Свобода приходить и уходить дана только коллективному зрителю, персонифицированному как протагонист (Юродивый). Остальные персонажи являются частью своего пространства, либо являются из ниоткуда в положенный момент. Выход возможен только в финале через исчезновение — не только умирающий Борис, но и, к примеру, Пимен падает в яму, причём Пимен делает это как отработанный реквизит (Борис хотя бы наделён личной волей и возможностью сопротивляться). Сценическое пространство подчиняет одиночек и меняет их в соответствии с каждой данной сценой.

Метафора

Буквализация метафоры и метафоризация буквального.

Конвичный:
Метафорическое семейное древо Карла Великого делается деревцем на переднем плане; буквальная книжка в руках Позы становится метафорой книги жизни (книги жизненных правил).

Коски:
Кровавые мальчики — это кровавые страницы книги; книги как маршрут в буквальном смысле разложены по сцене как тропа.

Традиция

Режиссёрский оперный театр осознаёт себя как традицию и естественным образом (в силу традиционной привычки к разрушению традиции) стремится её уничтожить.

Метод Конвичного можно назвать субверсивным: видимость использования клише позволяет сформировать у зрителя ожидания, а затем тщательно их разрушить.

Метод Коски можно назвать глоссарным: понятийным аппаратом для него становятся не приемы режиссёрского театра, а эстетики как целое.

Личное

Исключение личного для усиления принуждения.

Конвичный:
последовательно уничтожает возможные подходы к опере Верди как к территории личного: разрушает интимные моменты (Эболи присутствует при монологе Филиппа о любви и при его разговоре с Инквизитором), пародирует персональные переживания (сон Эболи), отказывается от договора о существовании добра (Поза ради идеалов готов жертвовать любыми людьми, Елизавета не в состоянии поступать иначе, чем одобряемым образом; дон Карлос жалок — даже передвигается ползком). Происходит тривиализация поэтического как личного и личного как поэтического. Конструирование сильного эстетического переживания на территории личного оказывается смехотворным запрещённым приемом.

Коски: 
использует самые эффектные и обезоруживающие приемы разных типов театра: от «достоверности» в духе Фельзенштейна или Покровского (поющие книги открывают рты) до мощной , несоразмерной человеку визуальной доминанты (колокол в 5 акте сразу напоминает о «Годунове» же в постановке Вернике), от эстетизированной психологизации (Польский акт одновременно напоминает «Руслана и Людмилу» Дмитрия Чернякова и «Чудо Элианы» Кристофа Лоя) до эпатирующей деэстетизации (привязанное за ногу окровавленное тело вместо языка колокола — ср. «Макбет» Верди в постановке Мартина Кушея), — подавая их нарочитым образом именно как приемы, то есть исключая возможность пережить их всерьёз.

Социальное

Социальное даёт ресурс для поэтического осмысления реальности.

Конвичный:
Всё, о чём мы говорим выше, позволяет сделать основной темой спектакля поэтический комментарий к политическому — то есть не критику общества, но воспевание его несовершенства, демонстрацию не его изъянов, но всеохватности и неизбежности их существования. Спектакль Конвичного — это комментарий к докарантинному миру и его необходимым (во всех смыслах) тупикам.

Коски:
Всё, о чём мы говорим выше, позволяет сделать основной темой спектакля анализ становящейся реальности (анализ живого невозможен; постижение незавершенного процесса изначально обречено на провал) и констатация кризиса режиссёрского оперного театра как способа высказывания об этой реальности — кризиса, обозначившегося до коронавирусных ограничений и никаким образом не разрешившегося ещё и в силу изменения объективных обстоятельств. Последовательно отбрасывая приемы и эстетики как архивные, Коски фактически демонстрирует неизбежный тупик постмодернистской амбиции и невозможность реализации эстетики включения как продуктивного подхода. Спектакль Коски — это комментарий к настоящему моменту и одновременная поэтизация и высмеивание неизбежной пассеистской интенции

Спустя 16 лет и в изменившемся, шатком мире карантина Барри Коски принимает пас Петера Конвичного — ненавидевшего комфорт современного его спектаклям мира и упоённо поэтизировавшего свою ненависть. Проект Конвичного Коски переваривает как целое, пришивает его к подкладке своего “Бориса” подо все частные эстетические решения. Привычные кабареточные кунштюки Коски позволяют ему отставить защитную позицию сегодня, в 2020 году, и двинуться навстречу неизвестному — с той же гримасой юродивого, с которой прежде он шёл навстречу буржуазному миру с его запросом на контролируемый дискомфорт.

В новом мире, отчаянно сопротивляющемся своей новизне, не работает ничто. Юродивый радостно пляшет, глядя, как в яму проваливается драгоценные и с любовью воскрешённый им самим старый мир, но не получает возможности немедленно закончить происходящее: “Борис” длится и длится, прошлое лезет и лезет из темноты. Остаётся только раздвинуть эту темноту на всю сцену.

А что же короли? Сверкающий меч театра, очищенный почти век назад от патины Эрвином Пискатором и Бертольтом Брехтом, Коски снова вешает над диваном, чтобы дамы и господа случайно им не порезались — но теперь это меч, разумеется, дамоклов.

Повторная трансляция «Бориса Годунова» не исключена. Венская опера транслировала «Дона Карлоса» уже дважды, поэтому вполне возможно, что до окончания карантина повторит его ещё раз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: